Нацидея иудея

Apr 11, 2016 13:38


Свершилось! Владимир Путин в качестве единственной национальной идеи в России, способной объединить людей разных политических убеждений, представителей всех социальных слоев и всех народов, населяющих страну, провозгласил на форуме ОНФ патриотизм. Ну, наконец-то! Заработало! Теперь вперед, к победе!.. Только вот к победе чего?



Хорошо, да не хорошо. Ибо под патриотизмом разные люди могут понимать очень разные вещи. С лозунгом «Россия для русских» маршируют люди, которые искренне считают себя патриотами своей страны. Вот только мне в том строю места нет. Я - не русский. Я - еврей.


Вообще, на мой взгляд, патриотизм - это такая же простая и естественная вещь, как любовь к маме. Вы много говорите о любви к своей маме? Как вы считаете - какое выражение любви вашей маме более приятно - когда вы носите майку с надписью «Моя мама лучше всех!» или когда звоните ей по телефону, чтобы справиться о ее здоровье и рассказать о своих делах? Когда стараетесь порадовать своими успехами. Откликаетесь на ее просьбы. Помогаете ей накрыть на стол или сделать ремонт в квартире.

Я скажу, что такое патриотизм для меня. Это ежедневная победа над своей внутренней «ведьмой, которая выбила все стёкла, потушила все лампы». Это искреннее уважение к себе, к окружающим людям, к закону и порядку, городу, стране. Нормальный порядочный человек не пишет на себе «Кадыров - патриот России» и не выкладывает такое фото в интернет. Он просто не мусорит, не нарушает правил общежития, не ворует, не хамит. Михаил Афанасеьвич Булгаков очень умно и прозорливо вложил в уста своего знаменитого профессора Преображенского монолог на эту тему.

Патриотизм для меня - это моё законное желание, не меняя паспорт, жить в стране, где каждый человек имеет право и возможность заработать на достойную жизнь, получить профессиональную медицинскую помощь и отличное образование. Жить в стране, которая считает меня «своим», несмотря на то, что моя фамилия не Иванов. Ради этого я готов трудиться, ради этого я готов объединяться с единомышленниками - я хочу, чтобы моя родина стала именно такой. Я люблю Россию, я говорю и пишу на русском языке, я до кончиков своих курчавых волос пропитан великой русской культурой. Здесь моя жизнь, моя работа, моя семья, гробы моих предков, в конце концов. При этом я не впадаю в поэтический экстаз при виде березки или пшеничного поля - а для кого-то именно эти образы оказываются эмоционально важными для осознания себя патриотом в контексте «это все мое, родное». А кто-то и вовсе не задумывается над наполнением этого слова. «Наверху» сказали: «надо - скрепы!», - православно засучили рукава и принялись крепить. Патриотизм заявлен как новый тренд - взяли под козырек, побежали исполнять. А вокруг какого-такого всеобщего патриотизма нам всем предложено сплотиться - до сих пор не выяснили.

Не нравятся мне эти игры с патриотихмом. Я чувствую в этом фальшь и огромные риски. Я много думал о том, почему разработка национальной идеи в России оказалась такой сложной и, судя по всему, нерешаемой задачей. В конце концов понял. Национальная идея в России может быть только НАДнациональной. Равно как и любые доктрины и призывы - все они должны учитывать этнокультурное своеобразие нашей страны. Хотя у нас, бесспорно, есть и титульная нация, и титульное вероисповедание: порядка 80% населения России считают себя русскими, а 75% - называют себя православными. Но давайте откроем Конституцию Российской Федерации. Основной закон страны однозначно определяет наш народ как «многонациональную историческую общность». Россия в своем историческом развитии формировалась как колониальная империя, растягивая свои пределы от южных гор до северных морей, от Атлантики до Тихого океана, распространяя власть империи над сотнями народов, чьи земли вошли в ее состав. И потом, нас ведь 140 с лишним миллионов человек! И когда каждый пятый в стране - НЕрусский, то по факту это больше людей, чем население, например, Австралии.

Очень рискованно заниматься развитием национальной идеи в многонациональном государстве. Чисто по-человечески мне понятно желание получить все и сразу - и сплоченный единый народ, и сохранение национального разнообразия. Этакое единство непохожих. Вот только большие сомнения, что подобная задача реализуема в условиях демократического государства. Главный риск состоит в том, что взятый «курс на патриотизм» без должного разъяснения, что нам всем следует под этим словом понимать, послужит однозначным сигналом для тех наших пассионарных сограждан, которые слово «патриот» немедленно понимают как «русский патриот». А там уже и до «бей-спасай» рукой подать. А о том, кто именно будет назначен «побиваемым», я и думать не хочу!

национальная идея, патриотизм, президент Путин, мысли вслух

Previous post Next post
Up