Несколько недель назад моей маме, Татьяне Александровне Хайман сообщили, что ей не продлевают контракт по причине достижения ею 60 лет, и она больше не может занимать должность директора Школы Архитектуры и Дизайна «ДА-ДА». Школы, которую она с моим папой придумали, создавали и развивали уже 24 года. Несколько недель мы пытались понять, как с этим жить дальше. Этот текст я пишу, чтобы зафиксировать происходящие события и моё к ним отношение для самого себя, для тех, кто учится или учился в этой школе, для тех, кто о ней знает и для тех, кто ещё не знает о ДА-ДА, но тому, кому приходится жить в этом странно иезуитском мире.
ДА-ДА - это детская школа архитектуры и дизайна, основанная в 1990г. в городе Набережные Челны моими родителями - Татьяной и Вадимом Хаймаными. Школа сначала была очень маленькой и занимала помещения Дома Архитекторов, директором которого была моя мама на тот момент. В название ДА-ДА заложен девиз школы: Детская Архитектурно Дизайнерская Альтернатива. С этим девизом школа больше двух десятков лет пытается развиваться во всё более сереющих обстоятельствах окружающей действительности.
Город Набережные Челны берут свое начало в 60-х годах прошлого века и в начале своем был по сути предельно космополитным городом, который строился как советский «город Солнца». Туда съезжались специалисты со всего СССР. Там встретились и мои родители, приехавшие в город с разных концов страны. Потом появились моя сестра и я. Родители смотрели на то какими визуально однообразными брежневскими многоэтажками прорастает город, и на то, что в этом однообразие приходится расти и нам и другим детям. Они решили создать детскую школу чтобы воспитать в нас вкус и творческую силу.
В сложное времена 90х переходя от одной организации к другой родители решились ввести Школу в систему государственного образования. Тогда это помогло выжить, сейчас это помогает умирать. Сегодня это одна из крупнейших школ архитектуры и дизайна в России. В ней учится около 600 детей. Стараниями Татьяны Хайман школа получила просторное помещение в центре города, что обеспечило возможность такого роста. Но даже при таких размерах в школу идет жесткий набор, с количеством желающих на место как в популярные ВУЗы.
Дети туда приходят с 6-7 лет и уходят уже перед институтом. Выпускники разъезжаются по всей стране в разные ВУЗы. Уровень подготовки учеников обычно таков что первые 2-3 года в институтах им практически делать нечего, они уже всё знают и умеют. Количество всяческих наград как у самой Школы, так и у её педагогов и учеников не поддаётся счёту.
Школа ДА-ДА - это уникальный организм, успешно развивающийся всё это время. Выдерни сердце или мозг из него и сильные ноги, и руки его, с помощью которых он поднимался на творческие вершины, станут бесполезными и никому не нужными. Сердцем всегда была моя мама, а мозгом мой папа. Мощные ноги и руки - это замечательные педагоги. И сейчас просто не продлив контракт по формальным причинам у этого организма отнимают способность двигаться и расти дальше. Причины тупы, и в этой тупости заложена вся трагичность ситуации. Но об этом чуть позже.
Мои родители - СОЗИДАТЕЛИ. Они люди, которые просто делают добро, не смотря на конъюнктуру и не жалея себя (точнее жалея, но всё равно делая). С такой отдачей, на сколько хватает сил и ещё немного больше. Я думаю, они это делают потому, что это просто правильно. Да, звучит не современно. Но зачем нам такая современность, в которой делать добро на полную катушку - это не современно?
Они создали эту школу с нуля. Они ее придумывали, они собирали педагогов, они разрабатывают стратегию и тактику, они являются мотором жизнедеятельности ДА-ДА. Они придумали и непреклонно следуют идеи "талантливые дети рождаются в любых семьях". И поэтому они делали все что было в их силах чтобы учится в школе могли дети с любым достатком.
Я сам там учился с самого начала все 10 лет до института. И все действительно важные вещи, что я понимаю в своей профессии и отношению к миру и способу его познания - это результат учебы в ДА-ДА, с великолепными преподавателями, вовлеченными в большую идею и сами выросшие вместе с ДА-ДА.
Уникальность Школы в том, что детей здесь в первую очередь учат думать проективно, что не свойственно не только обычным детским школам, но и большинству кафедрам архитектуры и дизайна в нашей стране. Это значит, что дети погружаются в пространство постоянного эксперимента, причинно-следственные связей, наблюдения за живой и неживой природой, культурного и исторического контекста. Дети учатся постоянно думать о будущем: о возможном и не возможном. Это всё воспитывает в них Создателей, способных пылко кидаться на любые творческие задачи.
Знаете, последний лозунг российского павильона на Венецианской Архитектурной Биеннале? «Российское прошлое - наше настоящее». Кроме всего прочего в этом лозунге я вижу страшную констатацию того факта, что России сегодняшней очень свойственно постоянно оглядываться назад, в поисках не просто ориентиров, но ограничений и рамок. Ничего нового, только вторичное. В ДА-ДА всегда пытались выращивать людей, которые думают о настоящем как о будущем. Без этого представления не может быть развития. И если вы видели глаза детей в этой школе, то вы видели в них чистое будущее.
Не смотря на то, что получают в этой школе дети, кривизна и дикость российской действительности проявляется ещё и в том, что Школа за свою жизнь так и не имела никаких мало-мальски постоянных спонсоров. И это несмотря на то, что в ней постоянно учится несколько десятков детей гендиректоров крупных фирм и предприятий. Т.е. эти директора с удовольствием водят своих детей в школу на общих основаниях (оплата минимальна, она как все остальное строится по принципу «талантливые дети рождаются в любых семьях»), но при этом никто из них не предлагал и практически не поддавался на мамины просьбы поддержать школу в каких-то сложных обстоятельствах. Помощь была только по мелочам. Каждый раз мама проводила долгие беседы с этими людьми пытаясь хоть что-то у них выпросить для решения каких-то важных Школьных задач: ремонт, фестивали, выставки, поездки. В то же время если родители, имеющие возможности, думали стратегически и поддерживали школу, то школа возможно могла бы существовать вполне автономной от государства и с ней не случалось бы того что с ней случилось сейчас.
Для такой школы как ДА-ДА автономность - значит не только материальную независимость, но главное независимость от бюрократии. Если бы вы видели сколько нужно оформлять бумаг в поточном режиме каждый день в одной школе, вы бы были шокированы тем как ещё как кому-нибудь удаётся заниматься самими учениками. Мама с её невероятной энергией и умом умудрялась заниматься и тем и другим и ещё кучей всего: фестивалями, конференциями, профессиональными союзами, выставками, кафедрой дизайна.
Думаю, многие согласятся, что в России образование гибнет в большой степени потому, что на само образование нет времени уже. И нет его и у директоров, и у педагогов. Татьяна Александровна умудряется десятилетия заслонить своей спиной Школу от этого натиска бумаг, оберегая учебный процесс и педагогов от этого бюрократического безумия, от которого задохнулись многие образовательные учреждения и инициативы.
Но мощь Школы заключается ещё и в том, что, как я знаю, ДА-ДА - единственная детская школа в стране, на основе которой создана кафедра дизайна высшего учебного заведения и на которой базируется профессиональный союз - союз дизайнеров.
Обычно бывает наоборот. Есть кафедры дизайна или архитектуры на платформе которых, созданы детские школы. Это происходит потому что необходимы не только материальные и человеческие ресурсы, но и определенная идеология, которая становится базой для детской школы. В ДА-ДА появилась и развилась такая идеологическая и профессиональная база (помимо всех остальных), что позволяет на её основе поднимать кафедру дизайна практически в образовательном болоте (увы это так) среднего города такого как Набережные Челны.
Молодую кафедру возглавляет Вадим Хайман, а педагоги одновременно преподают и детям, и студентам. Все творческие занятия проходят на площадях ДА-ДА. Таким образом получается непрерывное образовательное поле, в котором семилетние дети творят в одном пространстве с двадцатилетним студентами. Когда я бываю там то от такого варева у меня всегда открывается второе дыхание.
Кроме всего этого Татьяна Хайман возглавляет Союз Дизайнеров Набережных Челнов. И успешная жизнь союза естественно зависит от того что ему есть где собираться, но главное, что есть мама, которая толкает этот союз и не дает профессионалам застаиваться в обыденной деятельности.
И это все тоже убивается бездумным решением «роботов».
Теперь если мама не может больше руководить ДА-ДА, то ей в городе уже не зачем оставаться, как незачем оставаться и моему папе. Если уедут они, то рушится эта система целиком. И Школа, и кафедра и союз дизайнеров и в обще весь это искрящейся творческим духом небольшой мир.
Городская власть утверждает, что нужна «новая кровь» и «должна быть преемственность». Глупые роботы. Они никогда ничего не создавали с нуля, они ничего не порождали из ничего и не развивали это в нечто сильное и прекрасное. Они действуют по инструкциям и эти действия не обдумываются, и не вписываются в контекст жизни. Потому что они роботы. Как можно убирать лучших людей своего города только потому что формально они преодолели возрастную планку, которую определил некий недалекий чиновник?
Это дело самой Школы то, как и кто должен руководить в ней. И это даже не вопрос дискуссии применительно к организации, которая выпускают уникальных продукт.
Причина таких деструктивных решений в политических мотивах, вместо заботах о развитие города и людей в нем. Власти Челнов (как и, впрочем, везде) уже давно пытаются заместить всех руководителей на лояльных, зачастую слабых и недалеких людей.
Недальновидность такой стратегии заключается в том, что пылкие герои и добрые активисты существуют в любых местах любых национальностей, возраста и пола. И у любого общества есть возможность или позволить им двигать это общество вперед либо прозябать в комплексах и ограниченных идеях. Многие светлые начинания в Набережных Челнах слабели и умирали именно от нежелания властей принимать эту простую истину.
Школа ДА-ДА это одно из немногочисленных мест в нашей стране которое воспитывает действительно добрых, проникновенных творцов. Попадая в архаичные российские ВУЗы эти ребята подвергаются зачастую тотальному усреднению. И вместо того чтобы пользоваться наработками лучших образовательных учреждений, вся система сейчас перестраивается на то, чтобы выпускать только среднее вместо уникального и альтернативного.
В сегодняшней системе образования с её новыми стандартами дополнительного образования практически полностью убираются все уникальные методики, уникальные подходы, уникальные направления. Все стандартизируется, а всё что не поддаётся стандартизации отрезается. Если ещё более или менее можно по стандартной схеме учить не творческим профессиям (что на самом деле ерунда и является ложным утверждением), то для творческих специальностей это в общем то смерть. И Татьяна Хайман одна из немногих в стране кто пытается на своем уровне сдерживать этот безумный каток однообразия, при чем делать это эффективно.
Она это начинала делать из-за однообразной городской среды Челнов, а теперь она продолжала с этим бороться потому, что само государства приказывает всем стать серыми.
Как говорил в своем романе Роберт Пенн Уоррен «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать». Моей маме всю жизнь так и приходилось делать, но теперь её просто не продлили контракт на добро.
Я могу уверено констатировать, что если не произойдет чуда, то больше в Набережных Челнах и даже в Татарстане не будет источника живой культуры проектного творчества.
И в этой ситуации мне особенно жаль (до крика жаль) две стороны:
Первое. Моих родителей. У них отнимают их детище. Кровь от крови, гений от гения их. Детище автоматически и практически не неминуемо умирает или ослабевает так, что уже не будет иметь особого смысла. Отнимают люди, которые никакого отношения не имеют к его созданию. Роботы, которые действуют по схемам несообразным позитивному развитию общества. Правда родители мои сторонятся жалости к себе, но мне можно, другим нельзя.
Второе. Детей. Их никто не спрашивал, и о которых даже не думали городские власти принимая это решение. На глазах детей, которые учатся сейчас в ДА-ДА школа будет схлопываться в серую массу, а те, кто придут в ней завтра то увидят они уже единообразную рядовую школу, где некому будет их защищать и проращивать в них гениев.
Мои родители всегда защищали и оберегали право детей развивать свой талант, становится добрыми и честными людьми.
Но кто будет защищать защитников?
![](http://i43.photobucket.com/albums/e380/hameleon_ed/DA-DA/DSC04767_zpsca3307c1.jpg)
![](http://i43.photobucket.com/albums/e380/hameleon_ed/DA-DA/PNA_strukt_0017_zps0aaa7fd5.jpg)
![](http://i43.photobucket.com/albums/e380/hameleon_ed/DA-DA/329_zps69136a17.jpg)