Часть 2.
С Булочного проходы выныриваем на самую длинную улицу Старого города с говорящим названием Пикк (Длинная). На углу справа от нас возвышается самый старый храм Нижнего города - церковь Пюхавайму (Святого духа).
В далеком 1198 г. в Риме скончался Папа Целестин III, не оставивший особого следа в истории Европы. Однако в последний год своей жизни он все-таки отличился - основал братство Святого Духа, которое обязано было заботиться о бедных и больных в создаваемых при церквах богадельных. Подобное заведение появилось и в Ревеле. Первое упоминание о богадельне относится к 1316 году. Нынешняя церковь построена с нарушением христианской традиции, т.к. ориентирована не по оси запад-восток, а по оси юго-запад - северо-восток, что говорит о первичности строительства на этом месте именно богадельни, а не церкви.
Современное здание было возведено в XIV веке, в начале XV века достроили восьмигранную башню, а нынешний шпиль появился только в XVII в. До 2002 года в колокольне церкви Пюхавайму висел самый старый в Таллине колокол, отлитый аж в 1433 году. К сожалению, всего пять лет назад пожар уничтожил шпиль церкви, старый колокол упал и разбился. Так что сейчас наш слух услаждает копия, отлитая в Голландии.
Главная примета церкви Пюхавайму - часы, расположенные не на башне, а относительно невысоко над землей. И пусть удавятся от зависти швейцарцы, но механизм часов не менялся с момента их установки, т.е. с 1684 года, а время они показывают исправно.
По углам циферблата - резные фигуры евангелистов. В церкви сохранился алтарь, созданный в 1483 году в Любеке, причем он чудом не пострадал в 1524 году, когда толпы протестантов громили алтари, скульптуры и картины в других католических храмах города. А в XVII веке в церкви появилось красочное оформление балюстрады балкона в виде 57-ми картин на библейские сюжеты под названием «Библия пауперум» (Библия для неграмотных).
Напротив церкви Пюхавайму стоит старое здание Большой купеческой гильдии, возникшей в начале XIV века (к сожалению, фотография не получилась). Это была очень влиятельная по городским меркам организация. Из состава гильдии выбирались члены магистрата - ратманы и бургомистры, в ее руках была вся торговля ганзейского Ревеля, она контролировала продажу русских мехов и французской соли, имела монопольное право на ее покупку с кораблей и продажу оптом и в розницу. Устав гильдии определял права и обязанности членов, детально регламентировал всю их общественную и даже частную жизнь. Вступить в гильдию мог только купец-судовладелец, обязательно женатый, имеющий собственный дом, уплативший солидный вступительный взнос и поклявшийся исполнять устав, плюс за него должны были поручиться два состоявшихся члена гильдии. Членство обязывало вести честную торговлю, питать к другим членам гильдии братскую любовь, оказывать взаимную поддержку, не оскорблять своих товарищей, помогать освобождаться из тюрьмы или плена даже в дальних странах, избавлять от беды и разорения в чужом городе (затраты компенсировались гильдией), навещать больного товарища, а в случае его смерти торжественно похоронить покойного и выдать его дочь замуж, дав приличное приданное.
Кстати, слово «гильдия» произошло от немецкого gild. Так древние германцы именовали участников совместной жертвенной трапезы. Возможно поэтому общим застольям уделялось очень большое внимание. Существовала даже традиция ежедневных «пфенинговых» пирушек в складчину. Происхождение названия этой мелкой немецкой монеты тоже заслуживает внимания. В Средние века в Германии были в ходу монеты с чеканкой с одной стороны. Официально они назывались бактриатами, но т.к. они боли очень тонкими и немного изогнутыми по краям в виде тарелочки, их в насмешку называли Pfaffenpfenning - «пасторская сковородка».
К концу XIV столетия старое здание стало тесно для разросшейся гильдии и было куплено еще одно тут же на улице Пикк. Вход в новое здание украшает пятиугольный, с высокой пирамидальной крышей и витражами фонарь. Он оживляет достаточно строгий фасад, а, кроме того, долгое время выполнял свою прямую функцию - освещал вход в здание. На плите под фонарем вырезана распустившаяся роза - символ молчания. Болтливых никогда не любили… В одной из счетных книг гильдии нашли даже соответствующее стихотворение:
Нет благородней человека,
Что укрощает свой язык.
Давно известно, век от века -
У болтовни несчастья лик.
Между средневековыми зданиями Большой гильдии и церкви Пюхавайму, на углу улиц Пикк и Пюхавайму, стоит более новое здание, в котором разместились ресторан и музей марципанов. Построено оно было в 1806 году, но истинную популярность приобрело после 1864-го года, когда здание приобрел кондитер Георг Штуде. Вы можете прослушать здесь интересный рассказ о том, как производятся марципаны, как они украшаются, и о том, что их очень любил Леонид Ильич Брежнев, на чьи торжества они поставлялись вагонами. Увлеченные красочным повествованием, не забудьте приобрести и себе несколько марципановых фигурок.
Пожалуй, самое яркое пятно на серьезной и в целом солидной улице Пикк - дом № 21 рядом с посольством России. Его построили в 1910 г. Круглая угловая башенка, гротескные маскароны, драконы, женские лица, флюгер с дельфином, фигурка кота на коньке крыши. Но главное, что привлекает внимание - бюст человека с лорнетом, венчающий фасад со стороны улицы Пикк. Одежда, косичка, лорнет напоминают жеманный XVIII век. Кого этот господин лорнирует, неизвестно, но существует очередная городская легенда, что недалеко от этого места жил пожилой холостяк, который имел обыкновение подглядывать за окнами дома напротив, где жили три молодые привлекательные девицы (Вы его осуждаете? А если подумать?).
Здание напротив - дом № 18 по ул. Пикк - тоже плод фантазии того же архитектора, но уже в стиле модерн: рельефы причудливых животных, драконов, переплетенных растений, фигур древних египтянок…
Рядышком примостился и крайне примечательный дом Братства черноголовых (№ 26). Как я уже говорил, главной общественной организацией в ганзейском Ревеле была Большая гильдия, куда принимались солидные, преуспевающие, остепенившиеся купцы. А что было делать тем, у кого было все необходимое, но не было жены? Их-то в Большую гильдию не принимали! Вот и решили они в конце XIV века создать собственное торговое братство. Поскольку ребята были в основном молодые, то решили приколоться и в качестве своего «небесного патрона» выбрали единственного христианского святого-негра - св. Маврикия. Кроме торговых дел, «черноголовые» были обязаны защищать город, их конный отряд, служба в котором продолжалась до пятидесятилетнего возраста, входил в состав городского ополчения. Ну а по вечерам они собирались в своей «штаб-квартире», вели разговоры о делах, пили пиво.
Дважды в год принимали в братство новых членов, новички же должны были преподнести братьям памятный подарок. В 1671 г. шесть новых членов в складчину сделали весьма необычный подарок - серебряный кубок. Внешне - кубок как кубок, красивый только. Но был у него секрет: он имел двойное дно, верхнее придерживалось давлением налитого вина, но стоил наклонить кубок, чтобы его выпить, как расположенная под верхним дном фигурка мальчика переворачивала фальш-дно и все вино стекало в потайную камеру, так что выпивоха оставался ни с чем. Пить из этого кубка можно было, только вовремя придержав верхнее дно собственным носом.
В конце XVI столетия Ревель готовился к приему короля Швеции и Польши Сигизмунда III Вазы. К приезду монарху фасад здания перестроили из готического в модный в ту пору стиль эпохи Возрождения, украсили барельефами с изображением Иисуса, а в простенках между окнами появились рыцари. Надписи под ними гласят: Helf Godt Allezeid (Господи, помогай всегда) и Godt isi mein hilf (Бог - мой помощник).
Интересна и дверь дома с головой св. Маврикия и характерными для тех дней шляпками гвоздей в виде розеток. В Таллине довольно много мемориальных досок, но в Старом городе из всего две. А еще совсем недавно было на одну больше: на здании нынешнего посольства Швеции (№28 по ул. Пикк) висела мемориальная доска, посвященная первооткрывателю Антарктиды адмиралу Фердинанду Беллинсгаузену. Родился он в немецкой семье на ныне эстонском острове Сааремаа (Эзель), воспитывался в морском кадетском корпусе в Петербурге, а с 1833 по 1838 год жил в этом доме, пребывая в должности командующего флотской дивизией. К сожалению, во время реставрации здания в начале 90-х годов доску сняли, да так назад и не повесили.
В принципе, вообще вся история Эстонии, особенно последние века три, так плотно переплетена с историей России, что никуда нам друг от друга не деться…
Продолжение ожидается...