Порой, когда смотришь свои старые фотографии, ловишь себя на мысли, что это не ты, это другой человек, которого теперь уже нет, а есть другой. Ещё более ранние фотографии - это ещё другой человек, который только на фотографии и остался. А в зеркале - ещё другой человек...
Открыла для себя Евгения Водолазкина. Прочитала его "Лавра". Читала, в основном, в дороге. Пока приезжала на работу, находила себя в слезах. Не только потому, что тяжёлые вещи, а "от чувств-с". Очень рада, что узнала этого писателя.
В самом начале:
"В разное время у него было четыре имени. В этом можно усматривать преимущество, поскольку жизнь человека неоднородна. Порой случается, что ее части имеют между собой мало общего. Настолько мало, что может показаться, будто прожиты они разными людьми. В таких случаях нельзя не испытывать удивления, что все эти люди носят одно имя."
И уже в конце возвращается к этой мысли:
"18 августа, когда Амвросий принимал большую схиму, было днем святых мучеников Флора и Лавра. С этого дня Амвросий стал Лавром.
Старец Иннокентий сказал из отходной кельи:
Хорошее имя Лавр, ибо растение, тебе отныне тезоименитое, целебно. Будучи вечнозеленым, оно знаменует вечную жизнь.
Я более не ощущаю единства моей жизни, сказал Лавр. Я был Арсением, Устином, Амвросием, а теперь вот стал Лавром. Жизнь моя прожита четырьмя непохожими друг на друга людьми, имеющими разные тела и разные имена. Что общего между мною и светловолосым мальчиком из Рукиной слободки? Память? Но чем дольше я живу, тем больше мои воспоминания кажутся мне выдумкой. Я перестаю им верить, и оттого они не в силах связать меня с теми, кто в разное время был мной. Жизнь напоминает мозаику и рассыпается на части.
Быть мозаикой - еще не значит рассыпаться на части, ответил старец Иннокентий. Это только вблизи кажется, что у каждого отдельного камешка нет связи с другими. В каждом из них есть, Лавре, что-то более важное: устремленность к тому, кто глядит издалека. К тому, кто способен охватить все камешки разом. Именно он собирает их своим взглядом".