Aug 15, 2016 23:05
Третий отрывок
ПОДГОТОВКА КРАСОК И ОСНОВЫ
… Вы заметили новые цвета и оттенки. Сказали, что они уникальны. Раньше вы их не видели, разве только в Дечанах и Печской патриархии. Особенно они заметны на драпировках свежих икон и фресках, которые я писала для этой часовни. Разные синие краски - индиго, лазурь - я готовила, как когда-то, по особым рецептам. Зелёную получала скоблением зелёного камня (оливина) и аугита.
Для головных уборов, оттенения лиц и раскраски фона я использую натуральную коричневую краску - умбру.
Мор - лиловая краска, вы можете видеть её на папертях Печской патриархии. Я получаю её смешением красной железной руды, к которой добавляю синюю и карминную, с чёрной и белой. Яичный белок, желток, льняное масло и воск - лучшие связующие для масляных красок, а ещё смола фруктовых деревьев. Важно знать, как их готовить.
Есть свои правила и методы изображения каждой детали: драпировок, лиц, волос, бороды, усов. От Византии, а именно она в средние века была источником знаний об искусстве, мы восприняли основные правила живописи и иконографии: чем и как писать. Я бы сказала, это непревзойдённое мастерство, достигнутое верой. Правила передавались из поколения в поколение, как наша история - гуслярами, пока греческий живописец иеромонах Дионисий Фурнейский не записал в Ефтимии правила иконописи. Эти поучения, известные под названием «Наставления о живописи», опубликованы в русском переводе, в Киеве.
…
Сегодня мы будем готовить материал для основы - болюс. Его делают из охры, природного красного пигмента в порошке или пудре. К ней добавим растительный и животный жир. Для основы, которую надо покрыть позолотой, необходимы калийное мыло и яичные белки. Основу смажем кипячёным конопляным маслом с несколькими каплями нефти - она сразу притянет золотые листочки.
Если мы хотим сделать золотые стрелочки, чуть-чуть польём смесь спиртом. Потом добавим немного чеснока, предварительно прогретого, чтобы загустел, - получим своего рода клей. Теперь кисточкой наносим золото - пишем лучи в виде стрелочек. Стрелочки, сделанные вышеописанным способом, можно видеть на иконе Богородицы Елеусы в музее сербской православной церкви в Белграде.
…религиозное искусство - менее всего искусство в том смысле, как мы его понимаем. Иконопись никогда не создаётся, чтоб ослепить художественной ценностью, ибо она - искусство церковное, сакральное. В этом различие между церковной живописью Запада и иконописью Востока. Первая тяготеет к искусству, вторая зиждется на вере.
Живопись,
Чтение,
художник,
Сербия