"Если дети свободны, на них не так-то легко повлиять,
и причина - в отсутствии страха. Что и говорить, отсутствие страха - самое прекрасное,
что может быть в жизни ребенка".
(Александр Сазерленд Нилл)
Что нравится:
-Тот, кто в ужасе кричит: «Какое преступление - отбирать у маленьких детей их невинность!», - страус, прячущий голову в песок. Дети никогда не бывают невин-ными, хотя часто бывают невежественными. Так что эти страусы впадают в истерику по поводу лишения детей невежества.
-Для многих официальная, принятая обществом религия - это путь к простому решению личных проблем. Согрешив, католик признается в этом своему священнику, и священник отпускает ему грех.
Религиозный человек перекладывает свое бремя на Господа. Он верует, и, зна-чит, пропуск в рай ему обеспечен
-Если ребенка учат, что определенные вещи греховны, его любовь к жизни должна превратиться в ненависть
-Бог для ребенка - это могущественный человек с дырочками в веках: он способен видеть тебя, где бы ты ни был. Ребенок часто думает, что бог может видеть и то, что делается под одеялом. А вселить в жизнь ребенка страх - наихудшее из всех преступлений. Такой ребенок навсегда говорит жизни «нет». Он на всю свою жизнь становится неполноценным, трусом.
-Библия утверждает: страх перед богом есть начало мудрости. Гораздо чаще он является началом психических расстройств, потому что для ребенка любой страх - зло.
-Сколько раз родители говорили мне: «Я не понимаю, почему мой мальчик стал плохим, ведь я его строго наказывал и уверен, что мы не подавали ему дома плохих примеров». В моей работе мне слишком часто приходилось сталкиваться с изуродо-ванными детьми, которых воспитывали под страхом либо ремня, либо бога, т.е. с детьми, которых принуждали быть хорошими.
-Всякий ребенок - эгоист, и мир принадлежит ему. Когда у него есть яблоко, его единственное желание - съесть это яблоко. Главным результатом материнских призывов поделиться яблоком с маленьким братом станет ненависть к маленькому брату. Альтруизм приходит позднее и возникает естественно, если ребенка не учили быть неэгоистичным. Но он, похоже, никогда не приходит, если ребенка заставляли быть щедрым. Подавляя эгоизм ребенка, мать закрепляет его эгоизм навсегда.
Как же это происходит? Психиатрия показала и доказала, что подавленное же-лание продолжает жить в подсознании. Ребенок, которого учат быть неэгоистичным, подчинится требованиям матери чтобы угодить ей.
-Когда мать учит ребенка быть хорошим, она подавляет его естественные ин-стинкты. Она тем самым говорит ребенку: «То, что ты хочешь делать, скверно». Это равносильно тому, чтобы учить ребенка ненавидеть себя. Любить других при том, что ты ненавидишь себя, невозможно. Мы можем любить других, только если любим самих себя.
-Мысли детей, похоже, чище, чем у взрослых. Мальчик может прочесть «Тома Джонса» и не заметить непристойных пассажей. Если мы освобождаем ребенка от невежества в отношении секса, мы делаем любую книгу безопасной. Я категорически против цензуры книг в любом возрасте.
-Некоторые сомневаются, читать ли такую сказку, как «Золушка», на том основании, что в ней неправильная мораль: чисть кухонные котлы с утра до ночи, сидя на золе, и волшебница-фея приведет тебе принца в мужья
-В сущности, триллер обращен к нашей подавленной ненависти и желанию причинять вред и убивать.
*. Он считал, что негативно относиться к сексуальности - значит ненавидеть жизнь как таковую. Хотя это не отменяет некоторые его догмы в отношении секса.
Он ходил вместе с женой голым перед ребенком. Дочку одевал только зимой, в остальном он не вмешивался в ее выбор как выглядеть.
Много говорит о том что религия делает детей невротиками
Часто пишет что жестокие родители кастрируют детей
Сама идея ненавязывания учебы сильно симпатична.
Он старался быть своим для детей, не пользовался своим авторитетом директора. В школе все имели равные права - и дети и учителя.
Был не против чтобы дети на него обзывались, так как это преодолевало дистанцию между взрослыми и детьми
От него впечатление доброжелательного человека, любящего детей. Даже об агрессивных неприятных детях он отзывался с жалостью, а не с раздражением.
Что не нравится:
-Тем не менее за более чем 40 лет школа не выпустила ни единого гомосексуалиста. Причина в том, что свобода взращивает здоровых детей.
-Неразборчивость в сексуальных связях по своей природе невротична. Это по-стоянная смена партнеров в надежде найти в конце концов подходящего, но подходя-щий партнер не находится никогда, и виновато в этом бессильное невротическое от-ношение к сексу самого Дона Жуана или его женской ипостаси.
=Несмотря на прогрессивные взгляды на сексуально образование, Нилл имел многие догмы своего времени. Это касается темы гомосекса, супружеской верности, свободной сексуальности. Несмотря на это у меня сильное ПО к нему. Свое отношение к гомосексу и свободным сексуальным отношениям он описывает спокойно, без ненависти.
Есть фильм "школа Саммерхилл"