[Spoiler (click to open)] "Мне потребовалось несколько лет чтобы понять: чем лучше твои отношения с человеком тем лучше получится фотография. Все просто как в математике: из A следует B." Джок Стэрджес
photo by Jock Sturges
Джок Стэрджес (Jock Sturges) родился в 1947 году в Нью-Йорке. Молодой человек был не слишком прилежным учеником в школе, поэтому после ее окончания не стал поступать в высшее учебное заведение, а подобно разгильдяям во всем мире пошел служить в армию. Он провел четыре года на американской военной базе в Японии, где ему весьма пригодилось юношеское увлечение фотографией: некоторое время он работал в военной фотолаборатории, позднее стал главным фотографом базы.
В 1970 году Джок демобилизовался. Первым делом он осуществил мечту последних четырех лет - отпустил длинные волосы, потом поехал в штат Вермонт и поступил в колледж Марлборо. В течение нескольких лет молодой человек изучал педагогическую психологию. Не оставлял он и занятия фотографией, даже его дипломная работа была написана на стыке психологии восприятия и фотографии. После окончания колледжа Стэрджес некоторое время преподавал фотографию в различных учебных заведениях, подрабатывал съемкой портретов, моды и рекламы. В течение года он работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда, многих других знаменитых и не очень фотографов, у которых было чему поучиться. В своей автобиографии он писал, что два года в летние месяцы участвовал в программе «Эксперимент по выживанию в чужих странах», в том числе и в Советском Союзе, но в российских источниках мне не удалось найти никаких упоминаний о подобных мероприятиях.
В 1978 году Джок Стэрджес переезжает в Калифорнию - «страну богачей», как он ее называл. Он продолжает работать в жанре портретной и рекламной фотографии, преподает и продолжает учиться сам. В 1985 году он получил ученую степень Магистра искусств в Сан-францисском художественном институте, но это не принесло ему особых дивидендов: «Задним числом мне кажется, что это самая бесполезная вещь, которую я когда-либо сделал, при этом она обошлась мне в восемь тысяч долларов», - сокрушался фотограф двадцать лет спустя.
Всю вышеописанную деятельность он старался осуществить в холодное время года, чтобы оставить летние месяцы свободными и иметь возможность сосредоточиться на своей любимой работе. Лето он проводит на нудистских пляжах Калифорнии, атлантического побережья Франции или западного побережья Ирландии. Там он фотографировал - вполне естественно - обнаженную натуру, практически без исключения женскую, что в наше смутное в плане сексуальной ориентации время уже не столь однозначно. Но вот что в 1970-1980 годах встречалось довольно редко: основными героинями фотографий Джока Стэрджеса были девочки в период полового созревания, иногда как раз перед этим периодом или сразу после него.
Джок Стэрджес спокойно жил и работал в свое удовольствие в течение десяти с лишним лет. Он участвовал в выставках, публиковал свои работы в различных журналах, готовил к изданию фотоальбом. Его путь к успеху был постепенным, может быть даже медленным и по всей вероятности сам фотограф полагал, что интерес к его творчеству мог бы быть и побольше. Он и в самом деле заслужил это, его фотографии очень красивы и - удивительное дело - несмотря на то, что на них изображены «обнаженные дети» не оставляют ощущения порочности.
Все изменилось в одночасье 25 апреля 1990 года когда полицейские Сан-Франциско сопровождаемые агентами ФБР ворвались в его студию. Слуги закона конфисковали компьютер, фотоаппараты, негативы и фотографии - иными словами всё, что было связано с фотографической деятельностью Джока Стэрджеса. Художественная общественность Соединенных Штатов и Европы встала на защиту фотографа и, во многом благодаря этой поддержке, Совет по соблюдению законности вынес решение о незаконности действий ФБР и полиции, а Сан-францисский суд не стал предъявлять Стэрджесу каких-либо обвинений.
Для фотографа последствия этого инцидента оказались самыми благоприятными - о нем стали писать все периодические издания, особенно посвященные искусству (фотографии в частности), многие деятели культуры так или иначе выразили свое отношение к происходящему. Через несколько дней после обыска в студии, имя Джока Стэрджеса было известно даже тем, кто никогда не держал фотоаппарата в руках. Его популярность резко пошла в гору - начиная с 1990 года он выпустил около 10 фотоальбомов, список персональных и групповых выставок фотографа занимает несколько страниц текста, ведущие мировые музеи, не говоря уже о частных коллекционерах, охотно приобретают его работы.
Сам же фотограф вовсе не считал себя таким уж счастливчиком: «Может быть, их стали приобретать из-за скандальной известности? Или эта известность была только толчком и людям просто стали нравиться мои работы после того как они их увидели? Я не знаю и, наверное, никогда не узнаю», - сокрушался Стэрджес в интервью 1998 года, - «Очень трудно добиться известности занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилось вовсе не по моей вине».
Сильный довод в пользу фотографа заключается в том, что он работал с девочками и девушками из нудистских общин в их обычной среде обитания, в привычных для них условиях. Они не раздевались, чтобы позировать - они были обнажёнными до его прихода и даже не думали одеваться после того как он сделал последний кадр. Для них нагота вполне естественна и им в голову не могло прийти, что какие-то незнакомые взрослые люди смогут найти в этом извращение.
Может показаться странным, но и для самого фотографа это оказалось неожиданностью. Не только он, но и многие другие представители американской художественной элиты даже не подозревают о консервативности американского же общества, во всяком случае, средний русскоязычный фотолюбитель осведомлен в этой области гораздо лучше. Даже через десять лет после описываемых событий Стэрджес не может понять, что в его фотографиях вызвало нарекания блюстителей нравственности: «Я слишком долго был углублён в свою работу и забыл, что Homo Sapiens не всегда таков, как он предстаёт на моих фотографиях - и это очень наивно с моей стороны», - сокрушается мастер. И тут же оговаривается: «Но я не хочу расставаться с таким качеством как наивность даже сейчас».
Стэрджес не просто приходит на пляж, чтобы сделать несколько фотографий, он живет жизнью этих людей, постоянно общается с ними, помогает им решать какие-то вопросы. Он уверен, что только в случае добрых доверительных отношений, только если модель интересна ему не как «прекрасная незнакомка», а как личность, а он в свою очередь интересен модели - только при соблюдении всех этих условий у него есть шанс получить удачный снимок. Многих своих моделей он фотографирует в течение долгого времени, прослеживая все изменения которые они претерпевают. «Мне больше всего нравятся фотографии из серий, к которым я приступил довольно давно, иногда во время беременности матерей моих будущей моделей, затем рождение детей, сами дети в различные периоды их жизни», - рассказывал он, - «У меня есть серии фотографий, отражающие 25-летние периоды жизни». Это очень похоже на семейные серии Салли Мэнн и Эммета Гоуина с тем исключением, что и Мэнн и Гоуин в основном фотографировали членов своих собственных семей.
Как правило, фотографы требует от своих моделей подписать какие-либо бумаги позволяющие им впоследствии беспрепятственно использовать фотографии. Джок Стэрджес никогда не делает этого из принципиальных соображений. «Кто знает, как они могут измениться в будущем? ... Кто-нибудь из них может выйти замуж за священника Методистской церкви из Миннесоты и жить очень консервативной жизнью», - поясняет он свою позицию, - «Не исключено, что в какой-то момент они могут решить, что эти фотографии ставят их в неудобное положение. Для меня ничего в этом смысле не меняется, но решать должен не я». Поэтому, каждый раз, когда он собирается использовать ту или иную фотографию, он разыскивает модель и просит на это ее разрешение. Если модель по каким-либо причинам просит не публиковать снимок, Стэрджес немедленно убирает его. Все это конечно создает определенные неудобства, но для фотографа это принципиальная позиция.
Во второй половине 1990-х годов Джоку Стэрджесу пришлось пережить еще одну атаку, на это раз некоторых христианских организаций Америки специализирующихся на борьбе с абортами и порнографией. Активисты этих организаций осаждали книжные магазины по всей стране, с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов Джока Стэрджеса, английского фотографа Дэвида Гамильтона и ряда других. На фотографов и издателей несколько раз подавали в суд, но каждый раз они выигрывали процесс - правда, иногда не с первого раза. Так, в конце 1990-х годов в штате Алабама работы Стэрджеса и Гамильтона были запрещены как «фотографии лиц моложе 17 лет, совершающих неприличные действия». «Довольно странная формулировка», - усмехается Стэрджес, - «Люди изображенные на моих работах, фактически не совершают вообще никаких действий. Они - нудисты и когда тепло они просто не носят одежды».
В XXI веке страсти вокруг фотографа как-то сами собой утихли, он продолжает спокойно работать, как в 1980-х годах - с поправкой на возраст и популярность. Несмотря на свои 60 с лишним лет он не собирается уходить на заслуженный отдых: устраивает выставки, издает книги и конечно фотографирует. Красота во всех ее проявлениях, особенно красота женского тела, по-прежнему волнует его: «Именно чувство прекрасного, умение увидеть и оценить красоту во всем ее многообразии и выделяет человека из всего остального мира», - уверяет он.
В одном из интервью фотограф признался, что после нападок и обысков в его доме ему пришлось представить себя человеком, которого интересует исключительно искусство, хотя это и не совсем так: «Я не считаю себя виноватым, но меня всегда привлекали и очаровывали физические, сексуальные и психологические изменения и в этой привлекательности есть эротический аспект. Было бы нечестно отрицать это». Этот эротизм виден в его фотографиях, а некоторые критики пошли еще дальше и разглядели в них «завуалированную детскую порнографию». Как говориться, каждому свое.
Не давая никаких моральных оценок, позволю себе предположить, что потребитель «детской порнографии» вряд ли станет рыскать по книжным магазинам в поисках очередного фотоальбома Джока Стэрджеса. Слава богу, в наши времена этого добра хоть отбавляй - самого разного качества и на любой кошелек. Всемирная паутина просто кишит порно-сайтами и на многих из них есть фото- и видеоматериалы, главные герои которых никак не старше моделей Стэрджеса, не говоря об их, так скажем, раскрепощенности - никому и в голову не придет назвать эти материалы «эротикой».
С другой стороны детская порнография, о которой шла речь в предыдущем абзаце находиться как бы «вне закона», во всяком случае, сегодня двери художественных музеев перед ней закрыты. А вот фотографии Джока Стэрджеса, Салли Мэнн, Дэвида Гамильтона преодолели этот барьер. И есть далеко ненулевая вероятность, что за этими талантливыми фотографами в открытые двери прорвутся другие - далеко не такие талантливые, возмещающие недостаток способностей еще большей скандальностью. Поживем-увидим, хотя что-то мне подсказывает, что ждать осталось не долго. Автор текста -Андрей Высоков