Дж. Бирнбаум и М. Кахане на поле социальной борьбы за выезд советских евреев

Dec 31, 2011 23:18

(с) мое

Сторонники М. Кахане до сих пор - в том числе и с его слов - уверены в исключительной роли Лиги в деле освобождения советских евреев, предоставления им права на выезд. С одной стороны, при взгляде на эту тему из СССР кажется, что реакция советских властей была ориентирована главным образом на внутренние процессы, а не давление извне с одной стороны, также она была довольно непоследовательной (хаотичной или переменчивой) - с другой. Кого-то из «узников Сиона» отпускали в Израиль, кого-то ссылали в лагеря, кому-то просто не давали права на выезд. При этом если в начале - середине семидесятых выезд стал сравнительно возможен, то к концу десятилетия и в начале восьмидесятых - практически нет, и, наконец, все двери открылись уже вовсе из-за глобальных причин, распада СССР. С другой стороны было интересно рассмотреть роль ЛЗЕ на общем поле социальной борьбы американских евреев за права и выезд из СССР советских и понять сравнительный общественный вес деятельности М. Кахане и его сторонников.
Как мы помним, начало борьбы Лиги за права советских евреев пришлось на 1969 год, по некоторым сведениям с подачи Геулы Коэн и ее товарищей и событийно - с яркого появления на общественной арене Яши Казакова. Борьба активно продолжалась в течение трех лет, в том числе в радикальной форме, до момента репатриации раввина Кахане и некоторых его ближайших сподвижников в Израиль, после чего постепенно затихала.

И все же начало этой идеологической борьбе было положено в 1964 году Джейкобом Бирнбаумом. Идеолог, но не вождь, не харизматик толпы, он обосновал, что нужно делать, по каким причинам, с каким целями и кем. Это был человек из довольно интересной семьи. Его дед, Натан Бирнбаум был генеральным секретарем Первого сионистского конгресса в Базеле в 1897 году; затем разочаровался в секулярном мышлении, обратился к иудаизму и стал, в свою очередь, генеральным секретарем известной ультра-религиозной организации Агудат Исраэль, созданной в 1912. Ее целью было возвращение авторитета раввинов в общественную жизнь, устроение порядков в еврейском обществе на основе религиозного закона Галахи и переселение ортодоксальных семей в Палестину. Сын Натана и отец Джейкоба, Соломон Ашер Бирнбаум перебрался в Лондон и оттуда, по свидетельству сына, с беспомощностью и отчаянием наблюдал уничтожение европейского еврейства в период Второй Мировой войны. Это принципиальный момент, роднящий М. Кахане и Дж. Бирнбаума как деятелей своего условного поколения (последний был почти на десять лет старше): их деды и прадеды открыли для себя достижимость Палестины и необходимость возвращения в землю, народу обетованную. Их отцы уцелели, но беспомощно и безнадежно наблюдали со стороны: а масштаб ликвидации нации был слишком велик, чтобы можно было любое частное или организационное спасение сравнить с уничтожением. Они сами, как всякие значимые сыновья, восстали против «политики отцов» и продолжили, так или иначе, «линию своих дедов». Так Джейкоб Бирнбаум занялся организацией нового массового движения. Это не первый его опыт массовой идеолого-практической работы. В 1950-х годах он помогал адаптироваться в Великобритании подросткам, пережившим Холокост. В самом начале 1960-х занимался во Франции еврейскими иммигрантами из Алжира. Тогда же он озаботился потерей еврейской идентификации среди студенчества и пришел к идее о необходимости значимого современного общественного идеала для их возвращения. Позже та же самая идея стала одной из основ его организации по «спасению советского еврейства», и она же была практически целиком воспринята М. Кахане.

Идеологически и отчасти методологически у кампаний Дж. Бирнбаума и М. Кахане было очень много общего, равно как и - а это удивительно - в их осмыслении. Оба были настроены на пробуждение американского еврейства, путем предоставления его молодому - и все более секулярному - поколению Большой Цели. Это же должно было стать примером для «еврейского истэблишмента», дабы преодолеть его косность и паралич действий. В признании этой инертной пассивности сходятся оба лидера, и, как ни парадоксально, каждый из них в русле преодоления этого застоя, невольно сыграли на руку друг другу. Не существовало прежде активного общественного протеста против национального или религиозного притеснения в другом государстве - но они его начали. (Тут уже стоит отследить линию времени чуть дальше, и мы увидим подобные кампании уже пропалестинских активистов. Никакая прекрасная идея и эффективная методика не принадлежит только одной стороне, и не факт, что противник не пойдет чуть дальше.) Отличительной особенностью платформы Бирнбаума было также однозначное положение о том, что только у американских евреев есть «ресурсы и связи», способные помочь советским евреям. Бирнбаум с надеждой смотрел на евреев США, Кахане, нам кажется, все же на Израиль.
Дж. Бирнбаум, ровно так, как и М. Кахане, отмечал чрезвычайную политическую активность современных ему американских евреев во всех вопросах, не связанных с евреями, вплоть до подсчетов, что около 40% белых борцов за равные права негров были евреями. При этом привлекать внимание именно к еврейской теме в диаспоре - по причине, которую называют галутной привычкой (привычкой эпохи изгнания) - им очень не хотелось. Диаспора предпочитала жить тихой жизнью, не привлекая к себе внимания, в исключительных случаях, занимая сугубо оборонительную позицию. Примечательно, что позже именно Шестидневная война 1967 года резко повысила самосознание евреев в диаспорах по всему миру, как в США, так и в СССР, а их борьба за свои права (и права собратьев) стала активнее. В отличие от многих лидеров, предпочитавших «тихую дипломатию» кулуарных соглашений с властями - старинную историческую традицию еврейства, живущего под чужой властью в чужой стране - и Бирнбаум, и Кахане настаивали на более активной позиции. Несколько отличалась тактическая позиция Любавичского ребе, Менахема Менделя Шнеерсона, лидера ХАБАДа, который с одной стороны был также против активных протестов на Западе, с другой налаживал именно «хабадскую» подпольную систему в СССР. Таким образом, он радел исключительно за свою грядку на общем огороде поддержки советского еврейства. Позже это, также как экспансивная стратегия принятия новых членов в свои ряды и ряды еврейства в целом, принесет ХАБАДу неслыханное влияние на пост-Советском пространстве. Тем не менее, в апреле 1964 года, под тихим влиянием израильского правительства, двадцать четыре лидера американских еврейских организаций созвали «Американскую еврейскую конференцию в защиту советских евреев». По большей части, не имея ни бюджета, ни постоянного штата, она существовала лишь на бумаге, проводя редкие и нерегулярные мероприятия, без особого эффекта.
Джейкоб Бирнбаум был первым автономным активистом со своей структурой. Той же весной 1964 года он основал организацию «Борьба студентов за советских евреев» (Student Struggle for Soviet Jewry - SSSJ), которая стала, по сути, родительской почвой для возникновения маргинальной ЛЗЕ. Уже Дж. Бирнбаум напоминал своей аудитории, что Холокост это предупреждение всем евреям о том, что невозможно считать себя в безопасности и о том, что нельзя сидеть, сложа руки; позже это станет одной из основных фиксированных идея М. Кахане. Также за образец общественной деятельности он взял не конференции - «междусобойчики» более или менее согласных между собой деятелей, иногда встречающихся с более или менее согласными с ними чиновниками, а «низовую» работу общественных кампаний социального протеста.

Четыре стратегических принципа, сформулированных Дж. Бирнбаумом, заключались 1. в пробуждении к активности инертной части американского еврейства, включая истеблишмент; 2. в нивелировании моральных и социальных ценностей Советского государства; 3. в давлении на американское правительство, с тем, чтобы оно, как царственный муж героини Эстер, защитило еврейский народ; 4. во вдохновении своей деятельностью самих советских евреев. Исключая лояльность и сотрудничество с еврейским истеблишментом, М. Кахане и его Лига, напрямую заимствовали эти стратегические цели, но подошли к ним более радикальными, и, надо признать, более эффектными, что в медийном пространстве означает - и эффективными (до перехода границы с терроризмом) методами. Примечательно, однако, что об этой преемственности, как идейной, так и фактической, практически никто и нигде из сторонников Кахане, или из его противников, не упоминает.
Театрализованные процессии политического театра не были придуманы М. Кахане, они появились уже у Дж. Бирнбаума. Они молча пикетировали в течение нескольких часов советскую миссию при ООН, символизируя «молчание советских евреев». Они объединялись с христианскими активистами, пикетируя гастроли советских театральных и музыкальных групп. Сочиняли песни протеста в поддержку советских евреев и приглашали Шломо Карлебаха (по свидетельствам историографов Бирнбаума, знаменитая песня «Ам Исраэль хай» была написана именно для его группы соратников). Стратегия именно Дж. Бирнбаума заключалась в предании огласке «греха молчания евреев времен Холокоста», лишь спустя несколько лет на эту тему будет писать М. Кахане. Тактически она выражалась в лозунгах, вроде «На этот раз мы не будем молчать», «Да, я сторож брату моему» или «Мы евреи молчания?» (в 1966 году вышла книга писателя Эли Визеля «Евреи молчания», как результат его поездки в 1965 году по СССР и отчасти как реминисценция на его автобиографический роман о Холокосте «И мир молчал» (1956)). Дж. Бирнбаум использовал в своих манифестациях красивые и мощные метафоры, роднящие советских евреев с теми их предками, что были в египетском рабстве: «Как Красное море расступилось перед израильтянами, так железный занавес раскроется перед советскими евреями». Он также настаивал на том, чтобы всегда и всюду использовался призыв «Отпусти народ мой!» (позже идею ключевой формулы возьмет М. Кахане и это будет “Never again!”, Никогда больше!).

Однако для Дж. Бирнбаума было важно «ответственное отношение к происходящему», «хорошие отношения с полицией и советскими официальными лицами», что способно напомнить лозунги наивных реформаторов из «Интересных времен» Т. Пратчетта: «Вперед с Народом, Отдавая Должное Традициям!», «Заслуженного Перевоспитания (иной вариант - своевременная кончина) Всем Врагам!», «Смерть Большинству Тиранов!», «Причиним Некоторое Неудобство Угнетателям, Не Нарушая Общественного Спокойствия!». Но, как говорится в том же прекрасном произведении «Для организации настоящего мятежа грамотно составленных лозунгов и голого энтузиазма недостаточно. Нужны хорошо обученные бойцы и, прежде всего, настоящий вождь, лидер». Маленькие мирные демонстрации хорошо воспитанных еврейских студентов большого эффекта не производили. Потому организация Дж. Бирнбаума шла на хитрости: арендовались небольшие залы, а в пресс-релизах писали о том, что они были переполнены; автомобили с громкоговорителями устанавливались в деловых районах в обеденный перерыв и случайные прохожие автоматически записывались в «интересующихся и поддерживающих» акцию.

Дж. Бирнбаум чувствовал и понимал силу мифа, связывающего реальную историю народа и его веру, способную внезапно обрести силу и окрепнуть в душах его современников. Он пытался создать на основе своей организации школу будущих еврейских лидеров США, и отчасти так оно и произошло. Меир Кахане, как лидер Лиги Защиты Евреев, произошел во многом от организации Бирнбаума. Иногда разницу между ними видят в том, что второй был готов дружить с либералами, а первый считал, что у евреев нет друзей, только временные альянсы; но разница эта натужная - в политике нет постоянных союзов, оба выбирали союзников себе по душе и по тактической необходимости. Упор некоторых биографов на принятие друзей «либеральными евреями» в отличие от этнической обособленности в идеологии Кахане нам кажется поверхностным и ошибочным. Евреи диаспор традиционно стараются завести связи и отношения с влиятельными фигурами («большими людьми»), и сам выбор кандидатур для нас тут не будет принципиален.

Отличие Дж. Бирнбаума от М. Кахане заключалось в том, что он был исключительным идеологом, но не полемистом и трибуном. Потому первый придумал идеологию и стратегию, а организационно доработать структуру сообщества и наиболее ярко продемонстрировать социальные действия (а это не только экстремистские акты) смог второй. Значимо также их функциональное отличие от многих других деятелей: они оба «исправляли» или пытались исправить существующий «непорядок», не выстраивая общественную структуру заново или не предлагая самостоятельно выстроенную альтернативную структуру, охватывающую все уровни еврейского социума. Они были инициаторами, один идеологом, другой подхватил его идеологию - и воплотил ее в более жесткой практике. Остальное зависело от принятия их целей и способа действий еврейским сообществом; принятия, вовлеченности, зараженности, развития. И тут стоит отметить, что только на нынешний момент стало понятно, что сами идеи - и тут именно в форме, предложенной М. Кахане - не остались в прошлом, и даже не остались достоянием только лишь еврейского народа. В настоящее время появилась известная всемирно Английская Лига Защиты анти-мусульманской направленности, такие же - с аналогичной калькой названия, то есть декларируемой преемственностью - местные организации, даже Лига Защиты Москвы (данные на 2011 год), ориентированные на социальную защиту населения по этническому признаку. Это группировки, призванные выполнять определенные функции по защите интересов гражданского населения притесняемой, с их точки зрения, национальности. Обратим внимание на то, что идеологически это функциональные социальные сообщества, в отличие от криминально паразитирующих на гражданском населении или асоциально-маргинальных группировок.

Интересно, что с 1951 года существовало Бюро по связям (Натив) - организация, тайно распространяющая и принимающая информацию о советских евреях, поддерживающая их эмиграцию (ее предшественником была организация Моссад Ле’Алиях Бет, которая занималась нелегальной эмиграцией евреев в Палестину с 1939 года). Эмиссары Бюро секретно встречались с советскими евреями (евреями других социалистических стран) и передавали им различные информационные материалы. Мы можем лишь предположить, что примерно таким путем юным москвичом Эскиным много позже могла быть переведена книга М. Кахане «Никогда больше!». Еще в 1961 году в «Натив» был создан отдел «Бар», который занимался пропагандой выезда из СССР среди еврейских и сионистских организаций с целью последующего давления на государство изнутри. С точки зрения СССР «Натив» был вражеской шпионской пропагандистско-диверсионной организацией, кроме того, предполагалось ее спонсирование со стороны структур, связанных с ЦРУ. Впрочем, иногда «Натив» напрямую описывается как составная часть израильских спецслужб. Упоминается как вербовка этой организацией репатриантов, так и вывоз евреев из государств, где их жизни что-то угрожает. Известны переправки евреев из Румынии эпохи Чаушеску (по сговору с режимом за крупные взятки); эвакуация евреев из Сухуми в 1992 году и примерно тогда же из Душанбе (там, где существовала угроза со стороны исламских экстремистов).

Определение «евреи молчания» Эли Визеля относилось прежде всего к советским евреям, говорившим о своих национальных делах не напрямую, а лишь намеками, «эзоповым языком»; но также она говорила и о т.н. «еврейском истеблишменте» (о западных еврейских организациях и об израильском правительстве), который до поры и до времени отмалчивался. Перелом в тактике случился в тот момент, когда было принято решение оглашать имена советских евреев - борцов за выезд из СССР и прямо признавать свою символическую связь с ними. Впервые это произошло в разгар «самолетного дела», когда Гольда Меир провела митинг солидарности в поддержку арестованных, а затем зачитала с трибуны Кнессета письмо «18 грузин», евреев, желающих репатриироваться. В конце концов и Бюро по связям («Натив») признало необходимость персонификации сионистских активистов из СССР.

В связи с этим мы не можем утверждать, что именно радикальная деятельность Лиги под предводительством М. Кахане стала движущей силой в «освобождении евреев». Хотя безусловно, стоит признать, что она подлила масла в огонь еврейской общественности. Борьба за выезд советских евреев продолжалась силами различных сил и организаций, как внутри СССР, так и за его пределами. Реакция советского руководства была динамичной, но не вполне последовательной, как стратегически, так и тактически, на местах. Потому о реальном эффекте борьбы говорить достаточно сложно. Но было, главным образом, три видимых результата: пробуждение самосознания советского еврейства; открытое признание еврейской общности с ними американским еврейством и государством Израиль; поправка Джексона-Вэника. Все заявленные в этом движении организации и лидеры получили свою долю причастности. Реальная же победа случилась помимо всего этого, в результате краха Советской системы.

Библиография:

1. Борис и Эстер Колкер. Кливленд, Огайо. Свободная эмиграция из СССР: подготовлена в Кливленде // http://www.angelfire.com/sc3/soviet_jews_exodus/WhoHelped_s/WhoHelpedCleveland.shtml
2. Йоси Кляйн Галеви. Джейкоб Бирнбаум и борьба за советских евреев // Журнал "Азур", зима 2004 г. - http://www.angelfire.com/sc3/soviet_jews_exodus/JewishHistory_s/JewishHistoryBirnbaum_1.shtml - http://www.angelfire.com/sc3/soviet_jews_exodus/JewishHistory_s/JewishHistoryBirnbaum_2.shtml
3. Авром Вольф. Недельная глава Торы - беседы с раввином. Немного еврейской «наглости» не помешало бы // http://avroomwolff.livejournal.com/55368.html
4. Айбек Ахмедов. Натив // http://www.agentura.ru/dossier/izrail/nativ/

Кахане, сионисты, евреи

Previous post Next post
Up