Хронология и тактика Лиги защиты евреев 1969-1972 - 1

Sep 04, 2011 20:07

(с) мое

Хронология и тактика Лиги защиты евреев 1969-1972

Вспомним пламенное выступление Меира Кахане в книге «Никогда больше!» и процитируем: «Нормальные люди дают сдачи, если на них нападают. Только закомплексованный либеральный еврей, отбежав на безопасное расстояние, глубоко задумывается: "Видимо, я это заслужил… Может быть, вернуться, чтобы меня ударили еще разок?" <…> Еврейских либералов ожидает неизбежное фиаско. Их унизительные попытки завоевать любовь окружающих при полном нежелании уделить внимание нуждам собственного народа вызывают усмешку и презрение со стороны неевреев. Невозможно перестать быть самим собой. Еврей не может стать неевреем. В конечном счете, нееврейское окружение рано или поздно напомнит блудному сыну, что несмотря ни на что он остался евреем.

За долгие столетия нашего изгнания сложился стереотип еврея: слабое, беззащитное существо, которое не в состоянии защитить себя и которое можно поэтому безнаказанно топтать ногами. Этот стереотип пускает новые корни каждый раз, когда евреи демонстрируют свою слабость, свою неготовность к ответным действиям. Стереотип этот мы обязаны изменить. Его существование опасно не только тем, что побуждает антисемитов к действию, но и тем, что оно калечит душу еврея, убеждая его в собственной неполноценности. И тот факт, что столь многие молодые евреи поражены страшным пороком самоненавистничества, в значительной степени объясняется влиянием стереотипного облика еврея» (Перевод В. Эскина).

Сразу оговоримся, что в том виде, в котором призыв существует в избранной цитате и в общем смысловом оформлении исходной книги, он вызывает у нас исключительно симпатию и на этот момент никаких сомнений. Однако обличительно-призывный пафос публицистических сочинений и реальная социально-политическая практика зачастую различны. Важно не уподоблять механически одно другому, даже если внутри отдельного человека или даже комплекса общественных организаций есть склонность ко вполне определенной и опасной или даже разрушительной тактике. Необходимо различать ствол общего древа теории и те плоды, которые оно дает: ядовитыми бывают разные части растений. На примере Лиги защиты евреев и позже движения «Ках» мы увидим как рост (культивированный или нет, и кто был на самом деле тот садовник?) отравляющих культуру плодов экстремизма и, впоследствии, терроризма, так и последующую вырубку общего ствола идеологического «правого древа» религиозного сионизма, выращенного М. Кахане, но, кроме того, и постепенное вырождение (или загнивание) этого дерева в неблагоприятных условиях.

«Лига защиты евреев» была создана в американской еврейской диаспоре, то есть исходно в сообществе, переживающем перманентный кризис, внутренний и внешний конфликт (сохранение традиций или же ассимиляция, социальная открытость или закрытость, выбор лояльности или нелояльности по отношению к государству, культурная экспансия или изоляция, криминальная сепарация и т.д. всегда остаются вызовом и вопросом для любой диаспоры). В этом случае происходит расщепление диаспоры на культуру и на сообщество (своего рода невротический кризис, и в этом смысле любая диаспора как минимум невротична) и случается конфликт между императивами обычного права (и правовой культуры сообщества) и авторитетом харизматического лидера. Если устойчивые социальные правила диаспоры заинтересованы в сохранении существующих удобных порядков и потому максимально препятствуют социальной динамике, то новый вождь начинает разрушать привычные правила. В достаточной степени это естественный ход событий при слабом механизме преемственности различных систем власти (подстраивающихся под новые условия) в обществе. Чем менее система способна адекватно отвечать на вызовы собственного общества и внешнего окружения, тем в большей степени она будет стремиться к сохранению себя самой, к пролонгации своего инерционного существования - и тем более велик будет шанс резкого, конфликтного и насильственного изменения ситуации. При этом именно теми людьми, которые опыта организации системы не умеют, на этот опыт требуется жизнь и силы следующего поколения (но в ряде случаев это поколение, пожранное устойчивым харизматическим лидером, который добивается воплощения своих идеальных фантазий; и престарелые политики, узурпаторы, бывшие революционеры и диктаторы тому примером).

Экстремистско-террористические акты имеют, в большинстве случаев, опосредованную цель в виде политической выгоды или возможности временно решить ряд политических целей. Для радикальных оппозиционеров при ригидном политическом режиме, для повстанцев или членов национально-освободительных движений это зачастую - и на определенном этапе - единственно возможное средство демонстрации серьезности своих намерений и привлечения социального капитала (общественного внимания и потенциальных сообщников). Локальные нападения могут быть социально эффектны при точечных целях, против отдельных должностных лиц или военизированных формирований, и при условии общественного недовольства функционированием данных субъектов или объектов. При этом, если мишенями становятся мирные граждане, с которыми идентифицируется основная масса общества, то позитивный имидж политической организации, взявшей на себя ответственность за такой теракт, будет уничтожен. В то же время, этот эффект не касается сообществ, тщательно разделяющих свое мирное население от «чужого» - отсюда сравнительная живучесть национальных экстремистских группировок из диаспор. Также уничтожение позитивного политического имиджа уже не будет смущать группировки, получающие политический капитал от своего негативного, хищнического и злодейского образа, который может быть использован уже различными политическими силами в своих целях, в том числе и государственными спецслужбами.

Идеологически Лига защиты евреев ориентировалась на идеализированный образ еврейского сопротивления времен подмандатной Палестины, однако выбор места и времени, да и очевидных целей, был совершенно иным. В этом переходе от декларативного политического театра к экстремизму и террористическим актам мы видим постепенное влияние и даже сверхвлияние юношеской еврейской субкультуры и коллективной идеологии, созданной М. Кахане, столь отличных от родительской американской культуры, которое дало возможность проявления и развития социопатическим экспериментам. При определенных условиях они вполне могли закрепиться в поведении личности или даже целых сообществ как «удачные сценарные ходы» и в ряде биографий младших соратников и «учеников» М. Кахане так, к сожалению, и произошло. Достаточно быстро после создания и продвижения Лиги ее создатель окончательно репатриируется в Израиль, в дальнейшем разделяя свое время и силы между двумя странами, однако отдав все свои главные силы еврейскому государству. Лига защиты евреев в США стала его ярким и выдающимся, но все же заброшенным ребенком (который вполне жив и по сю пору и гораздо более, хотя и может быть и вынужденно, социально адаптивен).

Подробный перечень экстремистских и террористических актов Лиги защиты евреев собран и выставлен в Сети Антидиффамационной лигой (как обычно, другими евреями), соперницей ЛЗЕ в деле защиты евреев против антисемитизма, созданной еще в 1913 году и гораздо менее известной, несмотря на более продолжительную историю. Также мы воспользовались открытыми архивами ФБР (электронными копиями) и мемуарами самого Меира Кахане, его книгой «The story of Jewish Defense League». Итак, сводный хронологический список деятельности Лиги Защиты Евреев за период, начиная с 1969 года по 1972 год (период первичной активности Лиги под руководством М. Кахане до его репатриации в Израиль), с нашими примечаниями и комментариями:

Сентябрь 1969 года (из списка Антидиффамационной Лиги и по материалам досье ФБР)
Шесть миссий арабских государств в ООН (ОАЭ, Иордания, Сирия, Ливан, Ирак, Алжир), а также посольства Иордании и Ливана получили угрожающе-предупредительные телеграммы и письма от ЛЗЕ, в которых были объявлены «легитимными целями» в качестве отмщения за теракты, совершаемые арабами. В послании, направленном Ливанской миссии Объединенных наций, например, сообщалось, что поскольку Народный Фронт Освобождения Палестины и Аль Фатх объявили войну еврейскому народу по всему миру и угрожают жизни и имуществу евреев, то ЛЗЕ принимает этот военный вызов. Телеграмма подписана ЛЗЕ и рабби Меиром Кахане, National Director.

18 мая 1969 года (из списка Антидиффамационной Лиги)
Около пятидесяти активистов ЛЗЕ ворвались в Park East Synagogue, одну из красивейших и старейших синагог, напротив миссии Советского Союза в Нью-Йорке, залезли на крышу и на подмостки, окружавшие здание, развернули плакаты, привлекающие внимание к трудному положению советских евреев, начали выкрикивать политические требования через мегафоны и время от времени включали бравурно-боевую музыку. На просьбы местного раввина покинуть место, Меир Кахане заявил, что говорить тут вообще не о чем. Процесс продолжался около девяти часов, пока по просьбе служащих синагоги не прибыла полиция.

22 мая 1969 года (из списка Антидиффамационной Лиги)
Шестеро неустановленных лиц ворвались в помещения двух арабских общественных организаций в Нью Йорке и устроили там погром, избив трех арабских служащих деревянными битами, после чего те были госпитализированы. На месте происшествия были найдена литература ЛЗЕ, потому все вопросы были направлены к М. Кахане. Тот не взял на себя и свою организацию ответственность за случившееся, ответствовав, что это бы вызвало ненужные проблемы. Поскольку нам трудно предположить, что погромщики шли на дело с полезными книжками (хотя тут можно пошутить насчет начитанных еврейских мальчиков, но шутка получится так себе) и нечаянно их растеряли во время акции, то мы скорее вообразим на начальном этапе действия Лиги оставление своих «знаков» как устрашающий и пропагандистский (наивный уже по нашим временам) ход. На этом этапе мы еще не предполагаем наличие провокаторов - даже плотная слежка ФБР за членами Лиги начнется несколькими месяцами позже.

30 декабря 1969 года (из досье ФБР на М. Кахане)
Меир Кахане вместе с другими активистами Лиги был арестован за потасовку на территории советской миссии в Нью Йорке. Согласно заключению специалистов ФБР, М. Кахане лично руководил всеми акциями, которые на тот период заключались в демонстрациях с применением насильственных действий и, не колеблясь, принимал в них личное участие.

Март 1970 года
Яков Казаков, один из первых отказников-репатриантов из СССР, вознесенный как знамя борьбы за выезд советских евреев еще с подачи Геулы Коэн, отважился на требование выезда из Советского Союза своих родителей. И был тепло принят в объятья американской Лиги защиты евреев: «В марте 1970 года в США прибыл из Израиля Яша Казаков (Яаков Кедми) с целью начать открытую борьбу за выезд своих родителей и тысяч других евреев. Апостолы "тихой дипломатии" в лице представителей "Натива" в США срывали выступления Казакова в еврейских общинах, распространяя про него лживые сведения, будто он являлся провокатором КГБ. Отчаявшемуся молодому бунтарю ничего не оставалось, как начать бессрочную голодовку перед зданием ООН.

Первого апреля к Казакову присоединился рав Меир Кахане. После нескольких часов знакомства Кахане направился прямо в канцелярию представителя США при ООН Чарльза Йоста, взяв с собой десяток бойцов Лиги защиты евреев. Его Превосходительства не было в кабинете. "Не беда, мы подождем его", - сообщил секретарю Кахане и уселся на полу вместе с другими демонстрантами. Тут набежала пресса, а когда лязг фотокамер стал нестерпимым, в кабинете оказался Чарльз Йост, пригласивший рава Кахане на собеседование. Представитель США в ООН принял требование Лиги содействовать выезду родителей Казакова. В прессе появились пространные сообщения об инциденте и голодовке молодого еврея из Москвы. Вскоре после этого родители Казакова оказались в Израиле». (Цит. по Авигдор Эскин. Где Меир Кахане? // http://eskinweb.narod.ru/israel/aeskin/56.htm)

Август 1970 (из мемуаров об истории ЛЗЕ, авторства М. Кахане и по материалам ФБР)
На 2 августа 1970 был запланирован «Марш на 100 миль» от Hall of Independence (место подписания Декларации независимости в 1776 году) в Филадельфии до кульминации у Белого дома 23 августа. Бертрам Цвейбон лозунгом марша объявил призыв к президенту Никсону об освобождении советских евреев и прекращении советской агрессии на Ближнем Востоке.

По материалам ФБР, вначале от участия в марше отказались союзники ЛЗЕ, затем, ровно в новый день начала марша, 16 августа, были арестованы с огнестрельным оружием несколько членов Лиги (указывается, что это было шесть единиц из двадцати пяти, купленных Лигой ранее). Тем не менее, Марш, в той или иной форме, начался 18 августа, и 21 августа члены Лиги попытались подать угрожающе-предупредительную петицию в советское посольство, однако там ее не приняли, а М. Кахане попросту зачитал ее собравшейся толпе (советские власти уподоблялись новому фараону, не отпускающему избранный народ). 23 августа М. Кахане вновь встретился со своей аудиторией в Лафайет Парке в Вашингтоне и декламировал следующее: СССР должен отпустить евреев, США должны помочь Израилю оружием и припасами против египтян и советских специалистов на Ближнем Востоке.

27 сентября 1970 года (из списка Антидиффамационной Лиги и по материалам ФБР)
Двое членов ЛЗЕ Авраам и Нэнси Гершковиц были арестованы по обвинению в предполагаемом заговоре с целью угона в Израиль из Лондона, куда они собирались прибыть, самолета арабских авиалиний. Они были арестованы в аэропорте Кеннеди с огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами. М. Кахане, по свидетельству ФБР, попытался собрать 500 тысяч долларов, чтобы вызволить их из тюрьмы (при том, что в целом декларировалось крайне бедственное финансовое положение организации). Им было предъявлено шесть пунктов обвинения, однако в результате они были осуждены лишь за подделку паспортов.

М. Кахане был допрошен, но заявил о своем полном неведении относительно планов пары (помимо этого, однако, какие-то значимые подробности этой беседы были в досье ФБР уничтожены, «закрашены черным») и также не знал ничего об их поддельных паспортах, отметив, что граждане еврейского происхождения нередко посещают арабские страны по поддельным паспортам. Согласно материалам ФБР, у них не было никаких сомнений в том, что планирование захвата самолета происходило при непосредственном участии М. Кахане, более того, позже появились сведения о другом, параллельном по времени, плане захвата самолета неустановленной европейской страны.
Октябрь-ноябрь 1970 года (из списка Антидиффамационной Лиги и по материалам ФБР)
Группа активистов ЛЗЕ, возглавляемая М. Кахане, на два часа захватила административное здание Еврейской благотворительной федерации в Нью-Йорке, требуя шесть миллионов долларов на «еврейское образование». Позже Лига устроила своеобразный телефонный флэш-моб («Звоните президенту Федерации Джорджу Хейману несколько раз в день!») для тех, кто не считает для себя возможным присоединиться к сидячей забастовке в офисе этой организации.

По сообщениям информантов ФБР М. Кахане сильно озабочен денежными поступлениями в Лигу. Его публичная деятельность ширится и ориентируется в том числе на еврейские общины разных городов США.

13 октября 1970 года (из досье ФБР на М. Кахане)
М. Кахане выступает в Kay Spiritual Life Center в Американском Университете (AU) с презентацией Лиги. На встрече собирается всего около 35 студентов. Лидер ЛЗЕ сказал короткую речь о декларативных целях своей организации и призвал к созданию ее филиала в университете. Он выступил против богатых торговцев и арендаторов, притесняющих бедных евреев в гетто-кварталах и также рассказал, что одной из мишеней Лиги являются недобросовестные риэлторы, угрозами и запугиванием заставляющие евреев покидать свое привычное еврейское окружение. Потому задачей его организации является прекращение деятельности таких агентов. После своей речи он ответил на вопросы.

Подобные выступления характерны для политических лидеров типа «народных трибунов», которые «обнажают язвы общества» и обещают непримиримую борьбу с теми явлениями, которые большинству и так не нравятся, и вне зависимости от адекватных (и обычно сложных) способов устранения или уменьшения оных. Системный анализ социальных систем или разработка реальных методов изменения ситуации - не в этом стиле. Народный трибун предлагает, как правило, два типа действий - массовый протест (но для этого нужно заслужить или воспользоваться доверием общества, второе характерно для исключительно кризисных этапов) и насилие малых дел, перспектива частного устрожения правил для неугодных элементов (поскольку этот метод весьма близок криминальному стилю управления, то на этом этапе способны произойти контакты лидеров социально-политического объединения с лидерами криминальных сообществ).

Кахане, сионисты

Previous post Next post
Up