Canada, transport

Nov 11, 2008 14:56

Расскажу немного про
2-го отдал рентованую машину, и пришлось освоить автобусы.
Впечатление свежее и довольно сильное :)

Итак, тут есть:
- автобусы (и тролейбусы): обычные (например 410), экспрессы с гармошкой B-line (97B, 98B и 99B), местные community (например С93)
- Sky-Train
- SeaBus

Вся транспортная система - это одна компания TransLink.
Соответственно вся оплата общая.

Greater Vancouver (или Lower Mainland) поделен на 3 зоны: сам Ванкувер, соседние города, и остальные. Зоны актуальны только в будние дни до 6:30 вечера.

Билет на 1 зону стоит $2.50 (на 2 - 3.75, на 3 - около 5). Есть какие-то скидки для инвалидов и стариков. Вроде бы дорого...
НО! Купленный билет действует 1,5 часа от начала первой поездки. То есть пересаживаться можно сколько угодно раз и на любой транспорт из вышеперечисленных!

Продают еще пачку из 10 билетов (1 зона) за $19.00. И месячный неорганиченный (1 зона - $79, 2-3 не помню).

Дальше. Вся система автоматизирована. В автобусе вход только в переднюю дверь. Рядом с водителем автомат, в который можно кидать монетки горстями. Автомат их мгновенно пересчитывает и печатает билет (с магнитной полосой). На билете - количество зон и время до которого он действителен. Готовый билет (из пачки-десятки или старый) проверяется тем же автоматом. Если надо больше зон - просто кинуть дополнительных монеток и он съест старый билет и напечатает новый. Водитель денег не трогает. Бумажные деньги нельзя. Сдачи автомат не дает. Так что надо заранее думать.

В выходные и праздники по одному билету или проездному может пройти двое (это нигде не написано, даже hawk, проживший тут около 5 лет, не знал об этом).

Билеты якобы иногда проверяются контролерами (штраф 500 долларов), но я их еще не видел.

Автобусы. Впечатляют своей резвостью. Не смотря на обычные автобусные размеры, разгоняются очень бодро (автоматическая коробка) и очень громко. Догонять их бегом, если они поворачивают к остановке через перекресток бесполезно. Автобусы тут - короли дорог. Как-то еду я себе спокойно за рулем рентованой машины, никого не трогаю. Вдруг, стоящий у остановки автобус начинает ехать, энергично разгоняясь, и уверенно собирается меня выталкивать на встречку. После того, как он стал бибикать, да еще водитель высунулся из окна, явно недовольно что-то мне сообщая, я решил его пропустить. Потом уже сзади на нем прочитал: "Yield. This is the law." (Пропусти. Это закон.) Так что автобус тут может быть медленнее только потому, что он часто останавливается.

Кстати, остановки тут очень часты. Примерно каждые 300 метров (ну, кроме экспрессов и когда они по хайвею едут). Разумеется, автобусы не останавливаются на каждой. А только если есть пассажиры на остановке, или если кто-то выходит. О своем желании выйти можно сообщить, нажав на кнопку, дернув за шнур, идущий вдоль всех окон, или голосом.

Понятно, что на такой скорости не сообразишь, где выходить. Поэтому впереди есть табло, где бегает название (ближайшая пересекающая улица обычно) следующей остановки (а также надпись STOP, если кто-то уже затребовал остановку). И мягкий женский голос это название негромко сообщает. Я склонен думать, что каждый автобус оборудован GPS. Иначе никак не объяснить безошибочность этой системы и затруднения водителей когда нужно что-то объехать.

Когда автобус стоит, если подходит человек к передней двери, тот же мягкий женский голос сообщает (только снаружи) номер маршрута и конечную станцию. Ходят довольно строго по расписанию (которое можно в местах продажи билетов заполучить, хотя с трудом), некоторые весьма часто (каждые 5-10 минут). Есть чисто ночные маршруты.

Чтобы выйти, нужно мягко толкнуть ручку двери, чтобы она открылась. Кроме того, автобус умеет "приседать" передней частью, чтобы зайти было проще (хотя он и так довольно низок). Если желает зайти человек в инвалидной коляске - это вообще отдельный спектакль. Водитель выпускает наружу этакие сходни, по которым инвалид заезжает. Пассажиры на передних сиденьях бодро складывают эти сиденья, инвалид подкатывает к этому месту, откуда-то из автобуса достает ремни, и пристегивает коляску в автобусу. Третьим ремнем он пристегивает себя вместе с коляской.

Кстати, сидячих мест не так уж много. Автобусы весьма просторны и вмещают много стоячих пассажиров. Каждый автобус также оборудован креплением для двух велосипедов прямо под лобовым стеклом. Это бесплатно.

В-общем, автобусы тут рулят :)

Скай-трейн - это типа поезд из двух сочлененных вагонов, носящийся обычно по бетонным путям метрах в 10 над землей. Удивительно бесшумен. Слышен только тонкий гул электромоторов и кое-где перестук колес на стыках. Носится быстро, полностью автоматически. Никаких водителей и машинистов. Соответственно, есть 2 козырных места в салоне - за передним и за задним стеклом. Сидишь, как будто водитель :) Не пробовал, но хочу :) К сожалению, всего 2 ветки, и до нашей деревни не ходят (хотя строят новую).

ИСПРАВЛЕНО: Си-бас - паром, которых ходит между даунтауном и Северным Ванкувером. Не видел. Зато видел смешной маленький морской автобус. Тримаран с кабиной. Вмещает человек 10. Снуют в-основном по False Creek (такой заливчик в центре Ванкувера). Скорее прикол для туристов, чем транспорт.

Вот такой вот тут общественный транспорт.

transport, canada

Previous post Next post
Up