Алек Эпштейн о выставке "Гетеродоксия: маленькое кощунство"

Oct 07, 2012 18:56




Антон Николаев и Алек Д. Эпштейн с альбомом «Искусство на баррикадах», на обложке которого изображена работа Евгении Мальцевой, 13 сентября 2012 года. Фото Андрея Насонова.Антон Николаев - ярчайший и наиболее последовательный противник фундаменталистской смычки религии и кегебистского государства, которого только можно себе представить в современном российском искусстве. Вся деятельность, которой Антон занимается и как акционист, и как теоретик, и как художник, в этом его проекте сводится воедино. Известный московский радикальный активист и участник ряда резонансных акций Олег Васильев несколько дней назад обратил мое внимание на потрясающую историю, как Николай Карлович Сванидзе попался на «утку» газетного сообщения о том, что якобы верующие подали в Таганрогский суд иск, требуя запретить сказку о Буратино как оскорбляющую их религиозные чувства. Это был розыгрыш компании «Фогньюс», но Н.К. Сванидзе 26 сентября напечатал очень серьезную статью в «Ежедневном журнале», она появилась под названием «Вий против Буратино», в которой описал происходящие на «культурном фронте» события в терминах «Фундаментализм против гуманизма»:

«Противостояние принципиальное. Оно глубже политического, имеет характер ценностный. Джинн мракобесия был выпущен из бутылки прошлой зимой, когда власть, напуганная неожиданной массовостью и веселым драйвом оппозиционных митингов, сделала ставку на наиболее консервативные силы и лозунги. В результате на сцену из гнилых щелей, из-под замшелых коряг вылезли персонажи гоголевского «Вия» и в ультимативной форме предъявили обществу ХХI века намерение командовать парадом. Подкрепляя свои претензии вполне себе реальными судебными решениями, энергичными законодательными инициативами и нескрываемой благосклонностью высшего государственного руководства».


Я думаю, что это - очень верные слова, но повод к ним был сфальсифицированным от начала до конца. И вот это, мне кажется, важным потому, ибо мало есть людей более осведомленных, разбирающихся в том, что происходит в современной общественно-политической жизни России, чем Николай Сванидзе, и даже он не сумел отделить информацию фальшивую о том, что в Таганрогский суд подано заявление о признании сказки «Приключения Буратино» экстремистской, поскольку Буратино, дескать, являет собой злую и незатейливую пародию на Иисуса Христа, и тем, что происходит на самом деле. А в это же самое время - и это уже не розыгрыш и не шутка - Евгении Мальцевой, выставка которой «Духовная брань» открылась за два дня до выставки Антона, 1 октября пришла срочная повестка в Следственный комитет в связи с жалобой, как раз поданной православными активистами за якобы оскорбление их религиозных чувств. Я вспомнил об этой ситуации, потому что Антон Николаев именно ее и предвидел, и его работа «Маленькое кощунство», которая была создана достаточно давно и воспроизведена на пригласительном билете на вернисаж, на ней, собственно, Буратино и изображен. Как верно заметил в этой связи в нашей беседе Олег Васильев, именно это показывает, насколько своими работами Антон Николаев попадает в самую точку».

материал на радио "Свобода" 
http://zub4ik.livejournal.com/796212.html 
Репортаж Евгении Зубченко с выставки:
http://zub4ik.livejournal.com/796212.html

Алек Эпштейн, Выставка, Мои рисунки

Previous post Next post
Up