Против тех, кто организовал травлю девушек будут уголовные дела

Feb 25, 2012 14:42

25.02.2012 11:43


Фото: ИТАР-ТАССТекст: Григорий Охотин


После скандальной акции феминистской панк-группы Pussy Riot в храме Христа спасителя правые радикалы организовали в интернете травлю предполагаемых участниц перформанса. В блогах правых активистов появился “разоблачительный список” членов группы, содержащий фамилии, фотографии и адреса девушек, а также призывы к расправе над ними. Корреспонденту PublicPost удалось поговорить с двумя фигурантками «разоблачительного списка» - Светланой Шуваевой и Аленой Щеблевой. Из этих разговоров и стало ясно, что в акции Pussy Riot в храме Христа спасителя девушки не участвовали. а персональные данные девушек правые радикалы, по всей вероятности, могли получить только в правоохранительных органах.

С художницей Светланой Шуваевой я встретился 23 февраля. Она не только не отказалась назвать свое имя, но и не скрывала своего лица. Ее внешний вид совсем не соответствовал тому имиджу группы, который успел у меня сложиться по фотографиям участниц Pussy Riot в прессе и социальных сетях. Более того, ничто в облике Шуваевой не выдавало членстве в какой-либо радикальной группировке феминисток или уличных акционисток, или участии в активности ЛГБТ-движения. На встречу Светлана пришла в незаметных джинсах, серой кофте и со своим молодым человеком. С порога Шуваева заявила, что в акции Pussy Riot в раме Христа Спасителя она не участвовала и в группе вообще не состоит.

Шуваева - молодая, но довольно известная художница. В 2011 году она участвовала в 4 Московской международной биеннале современного искусства, в феврале 2012 года - в выставке пермского государственного Музея современного искусства. Шуваева занимается визуальным искусством, ни в акционизме, ни в уличном активизме ранее замечена не была (см. работы Светланы Шуваевой). Но когда она уверенно говорит мне, что вообще не имеет никакого отношения к Pussy Riot, я ей не верю - не все так просто в ее истории.

вся фотогалерея

Вперед












В момент нашей встречи Светлана была напугана и разозлена одновременно: за два дня ситуация принципиально изменилась, в интернете были опубликованы персональные данные Шуваевой и еще четырех девушек. «Я хочу защитить свою семью и маму от той грязи, которую на них выливают», - сказала она.

«В день и во время акции в храме я была на репетиции спектакля в музее им.Сахарова», - говорит Света, - «Меня там видело полтора десятка человек, и они это легко подтвердят и в суде, и публично». Акцию она увидела как и все - в интернете.  Позже я поговорил с двумя участниками репетиции, и они подтвердили Светины слова.

В акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя Шуваева действительно не участвовала. Но откуда могла взяться версия о ее причастности к акции в Храме Христа Спасителя и откуда у правых радикалов взялись ее персональные данные?

По словам Шуваевой, через сутки после нашумевшей акции в храме Христа Спасителя, 22 февраля,  к мужу ее сестры в Самаре, где Света прописана, пришел сотрудник полиции, который представился, но не дал рассмотреть свое удостоверение. Он расспрашивал о Светином местонахождении и причастности к неожиданно прославившейся арт-группировке. Более того, полицейский расспрашивал именно об акции в храме. Информация об участии Шуваевой в группе Pussy Riot  у правоохранительных органов в Самаре могла быть только из одного источника: из протоколов ОВД “Китай-город”, которые были составлены полицейскими этого отделения после задержания участниц предыдущей акции - концерта на Лобном месте 20 января 2012 года.  Тут Шуваева и признает, что была в тот день в этом самом ОВД, то же самое говорят  доступные официальные данные судебных приговоров - в январе Шуваева была приговорена к штрафу в 500 рублей по статье 20.2 ч.2 КоАП - т.е. нарушение порядка проведения митингов. Впрочем, по этой статье за последние два с половиной месяца осуждено более тысячи человек в Москве.

Шуваева не признает, что участвовала в акции Pussy Riot на Красной площади, но Алена Щеблева, с которой я говорил по телефону, не отрицает своего знакомства с Pussy Riot и участия в концерте на Лобном месте. «Это отрицать абсурдно: все мои данные есть в ОВД «Китай-Город», суд уже вынес мне приговор - я за свое участие в акции на Красной площади уже наказана», - рассказывает она. Однако Щеблева утверждает, что в ХХС 21 февраля ее не было. «Я была на собеседовании, устраивалась на новую работу - это можно проверить”, - говорит Алена.

Арифметика Pussy Riot: Восемь минус  три - четыре?

Фотодокументации проекта четко показывает, что в храме девушек было четыре. Девушек больше в опубликованной видеодокументации, но когда я смотрю этот ролик, то понимаю: Pussy Riot обманули всех. Акция - пение песен под гитару - снята вообще не в Храме Христа Спасителя, это грубый монтаж. Звуковое сопровождение клипа с грубым текстом песни - наложено. В Храме Христа Спасителя на этом виде все те же четыре девушки, что и на фотодокументации - и они исключительно крестятся, кланяются и прыгают.


Но в распространенном в сети “разоблачительном списке” участниц акции в ХХС - пять имен. Это Светлана Шуваева, Алена Щеблева, Надежда Толоконникова, Елена Пивоварова, Мария Алехина. Шуваева и Шебелева участвовали в акции на Красной площади и не участвовали в храме Христа Спасителя. Так откуда же взялся этот список?

Фамилия Толоконниковой, как и Шуваевой с Шебелевой, присутствует в базе данных судебных приговоров. Надежда Толоконникова - довольно известная художница-активистка, известная как участница арт-группы “Война” Толокно. Екатерина Кронгауз в журнале “Большой город” пишет про одну из активисток Pussy Riot так: “Тюря - довольно известный персонаж в левых арт-кругах, двадцатидвухлетняя участница всех московских акций группы “Война”: именно она глубоко беременной участвовала в оргии в Тимирязевском музее под названием “Е...сь за наследника Медвежонка”, вешала “таджиков” в “Ашане”, штурмовала Белый дом, освобождала 3,5 тысяч тараканов в здании Таганского суда и насильно целовала сотрудников милиции в метро во время акции “Лобзай мусор””. Скорее всего, задержанная 20 января на Красной площади Н.А. Толоконникова - это и есть Тюря. Однако связаться ни с Толокно, ни с Н.А.Толоконниковой  из списка, ни с Тюрей для комментария для этой статьи не удалось, как и установить, участвовала ли девушка с такой фамилией в акции в храме Христа Спасителя.

Алехина и Пивоварова в судебных базах не значатся. Кто такая Елена Пивоварова установить вообще не удалось: ни в художественной среде, ни в оппозиционных кругах такого человека никто не знает. По распространенной в сети фотографии Пивоваровой ее также никто не опознал. В своем заявлении в twitter по поводу “разоблачительных списков”  Pussy Riot написали: “Смешно наблюдать, как правые сайты пытаются дать "наши" ФИО. В ОВД мы давали не свои данные. Это не мы, оставьте в покое неповинных людей!“. Такая тактика действительно распространена в определенных кругах художественных уличных активистов, и, вероятно, Елена Пивоварова и есть “выдуманная” фамилия, под которую правые радикалы нашли соответствующие фотографии в социальных сетях. Идентифицировать Алехину и связаться с ней также не удалось.

Выходит, что из пяти  названных правыми девушек, две, Шуваева и Щеблева, заведомо не участвовали в акции в храме Христа Спасителя.  Две фамилии - Пивоварова и Алехина - вызывают сомнения в подлинности или причастности к группе. Тем не менее, фамилии и персональные данные пяти девушек были распространены в сети, и основной удар пришелся ровно на тех двух фигуранток списка, про которых доказано, что они реально существуют, и доказано, что в храме Христа Спасителя 21 февраля их не было.

Как распространялись персональные данные девушек

Впервые фамилии и фотографии девушек появились 22 февраля на сайте Modus-Agendi.Org - публикация не датирована, но первая ссылка на нее появилась в 22 февраля в 03:49. Modus-Agendi - это право-консервативное и националистическое «аналитическое издание», главный редактор которого, Андрей Осипов недавно участвовал в учредительном собрание Право-Консервативного альянса. На собрании 18 февраля в гостинице “Метрополь” было множество авторитетных в правой среде людей, а также ответственный секретарь Совета православных организаций Российской православной церкви  Максим Марков, известный своей борьбой с журналом “Квир”.

Сайт Modus-Agendi публиковал материалы известных в националистической среде публицистов, таких как Егор Холмогоров и Виктор Милитарев. Под публикацией, которая называлась «Pussy Riot показали уровень нравственного развития и незрелость протестного движения», стояла подпись Евгения Валяева, активного деятеля правого движения и одного из лидером организации “Русский образ”. Он же в 16:16 опубликовал эту статью в Livejournal, в носящем его имя аккаунте. Позднее, в ночь с с 23 на 24 февраля, его  пост заморожен по жалобе одной из девушек , а сайт Modus-Agendi - вообще перестал открываться (сейчас он доступен в кэше Google).


Адреса девушек ни в публикации на сайте Modus-Agendi.Org, ни в посте Валяева не упоминались - их 22 февраля опубликовал ЖЖ-юзер colаhost, добавляя эти данные к перепечатке статьи Валяева: собственно, пост этого юзера и был первой ссылкой на публикацию в Modus-Agendi. Кто ведет этот блог, установить не удалось: юзер напоминает виртуала, в информации о пользователе указано, что автор - «специалист по безнаркозной ампутации пейсов. Трижды Кавалер ордена марсианских антисемитов-жидоедов», а среди интересов - «bomben auf israel., концлагерь, нацизм, печи, смерть, фашизм, холокост».

Те же адреса утром 23 февраля опубликовал в комментариях в блоге у художника Антона Николаева (halfman) ЖЖ-юзер narodzash, присовокупив слова «трепещите уроды...». Одновременно фамилии, фотографии и адреса появились и на сайте “Народной защиты” - юридического отделения ультра-православного и правого движения “Народный собор”. После этого фотографии и фамилии девушек после этого распространились по большинству правых и радикально-религиозных блогов и сообществ рунэта.

Откуда взялся разоблачительный список

Фотографии девушек частично были взяты из их аккаунтов в социальных сетях. Но однотипные фотографии, вырезанные по силуэту девушек, судя по анализу одежды, качеству фото-снимков и специфичности их обработки - взяты непосредственно с видео-съемки в здании ОВД «Китай-Город». Рассказывает Светлана Шуваева: «Я была в отделении полиции именно в той майке, как на фотографии, опубликованной в интернете, и в камере в ОВД была видео-камера. Еще нас там постоянно фотографировал какой-то человек с фотоаппаратом».

20 января этого года Pussy Riot провели концерт на Красной площади. Сотрудники ФСО задержали всех восьмерых, в отделении полиции оформлять протоколы стали не на всех - несколько участниц акции почему-то сразу же отпустили. Тем, кто все-таки был задержан, инкриминировано нарушение административного кодекса, а именно - участие в несогласованном митинге, ст.20.2 КоАП РФ. На следующей неделе после акции судья мирового участка N370 Тверского района Алексей Стеклиев вынес приговор лишь несокльким задержаннам девушкам, приговорив их к штрафу в 500 рублей.  Среди осужденных были Шуваева и Щеблева, хотя на суде они не были и обвинения не признали. Шуваева и вовсе подчеркивает, что не ялвяется членом Pussy Riot. Однако она подтверждает, что 20 февраля была в ОВД «Китай-Город».

«Да, я там была, и указала в протоколе свою настоящую фамилию - я считаю аморальным прикидываться кем-то другим, учитывая, что это может повредить людям», рассказывает она, и добавляет, что указывая адрес своего проживания в Москве, случайно сделала существенную ошибку в адресе. «Ровно с этой ошибкой информация и появилась в интернете», говорит она. Сейчас Шуваева и Щеблева живут в другом месте.

В копиях судебных решений (некоторые есть в распоряжение редакции) адресов девушек нет. Из списка в пять фамилий, только по трем вообще есть официальная информация в судебной системе. Адреса тех девушек, чьи имена, фотографии и другие персональные данные были распространены в интернете, встречаются вместе только в одном документе - протоколе, который заполнялся сотрудниками ОВД «Китай-Город» 20 января 2011 года на задержанных. Именно эти персональные данные, вместе с ошибками в адресах и фамилиях, и попали в открытой доступ. Фотографии, по словам Щеблевой и Шуваевой, тоже были сделаны в ОВД “Китай-Город”.

Спланированная кампания

По странному стечению обстоятельств, представители «Народного собора» якобы присутствовали в храме Христа спасителя во время акции Pussy Riot и именно «Народный собор» 22 февраля опубликовал на своем сайте заявление в адрес Генпрокуратуры с требованием возбудить против участниц акции в ХХС уголовное дело, а также расследовать причастность к акции присутствовавших на акции журналистов. На журналистах особо останавливается и автор публикации на Modus-Agendi.Org Евгений Валяев: “На акции присутствовала журналистка «Новой газеты» Привалова Полина Викторовна, а также Малпас Анна (г.Оксфорд, «Франс Пресс»). Последнюю возможно стоит считать одним из организаторов и спонсоров акции», пишет он.

В комментарии PublicPost пресс-служба “Народного собора” признала, что подала 22 февраля заявление в Генпрокуратуру с просьбой расследовать инцидент в Храме Христа Спасителя, при этом наш собеседник подчеркнул, что заявление не содержит никаких конкретных имен. По нашим данным, имена участниц акции в ХХС просто не могут быть известны - в ходе акции никто не был задержан. Глава же “Народной защиты” Владимир Сергеев подтвердил не только факт подачи “Народным собором”, членом которого он является, заявления в Генпрокуратуру, но и то, что он опубликовал на сайте движения персональные данные: “У меня на сайте  информация висит. Мое личное мнение, наказание хоть такое должно быть.  Они анонимны, хотели публичности - пожалуйста публичность”. Сергеев считает, что девушки, чьи персональные данные он разместил, точно участвовали в ХХС, поскольку “я проверял все их сайты, у них у всех есть фотографии в масках”. На сайте “Народной защиты” размещены фотографии девушек, их адреса и домашние телефоны. “Мне пришло письмо на мой адрес почтовый от одного человека, с которым я давно сотрудничаю. Информация пришла от людей”, - сказал Сергеев.

С какими людьми давно сотрудничает Сергеев, нам установить не удалось. Однако как мы уже писали, скриншоты и кэш поисковиков показывает, что впервые фамилии и фотографии, опознанные девушками как сделанные в ОВД “Китай-Город”, были опубликованы Евгением Валяевым, а один из правых сайтов напрямую благодарит “общественника Валяева” за предоставление этих данных. 25-летний Евгений Валяев - координатор так называемой «Консервативной Правозащитной Группы», которая оказывает поддержку националистам, попавшим в поле зрения правоохранительных органов, и член центрального совета ультраправой  организации «Русский Образ», с которой был связан, например, Никита Тихонов, осужденный за убийство антифшистов Станислава Саркелова и Анастасии Бабуровой. В 2005-2008 гг. Валяев был помощником депутата Госдумы Николая Курьяновича, извсетного своими радикальными взглядами.

Художник Антон Николаев, в чьем блоге некий юзер narodzash также одним из первых опубликовал адреса девушек, утверждает, что narodzash - это  Владимир Сергеев: «Мы с Викторией Ломаско как художники в 2009 году освещал процесс над куратором Ерофеевым. На том процессе я познакомился с «свидетелем» по делу - Владимиром Сергеевом, главой «Народной защиты» - это такая юридическая структура при «Народном соборе», рассказывает Николаев и утверждает, что юзер narodzash и есть Владимир Сергеев. И действительно, в жеже narodzash в графе «мой сайт» указан сайт «Народной защиты», главой которой является Сергеев. За последние годы narodzash опубликовал десятки угроз в адрес Николаева, в частности - застрелить из винтовки - которые Николаев скорпулезно фиксировал и сейчас вывесил у себя в блоге.

Кто может стоять за кампанией

Распространение фотографий и личных данных пяти девушек Валяевым и другими правыми активистами, заявление «Народного собора» в Генпрокуратуру - не единственные характерные элементы проводимое против девушек кампании. В то время как к самарской родне Шуваевой наведовались полицейские, Алене Щеблевой и ее матери в интернете стали приходить многочисленные угрозы, персональные данные Алены и просто ругань.Рассказывает Алена Щеблева: «Они не только покопались в моем Вконтакте, но и разослали потом свою мерзость всем моим друзьям. Мне же и моей маме присылали угрозы начиная с 22 февраля постоянно - мне пришлось просто удалить и свой, и мамин аккаунт».

Визиты сотрудников полиции после оппозиционных акций - распространенная практика, рассказывает пожелавший остаться анонимным московский политический активист, регулярно посещающий митинги и акции протеста и регулярно задерживающийся сотрудниками полиции. «Однако обычно это просиходит после акций, на которых были задержания. После вынесения судебного приговора и установления личности через пару недель или месяцев приходят участковые, которых обязывают проводить с оппозиционерами так называемые «профилактические беседы», рассказывает он. Выслушав мой пересказ истории Шуваевой оппозиционный активист отметил, что тут какая-то другая ситуация: к ее родственикам по адресу ее прописки пришли сразу после акции в ХХС, на которой Шуваевой не было и после которой никто из участников, судя по имеющейся информации, задержан полицией не был, и кто приходил - совершенно не понятно.

Оппозиционеры, которым приходиться сталкиваться не только с полицией, но и с сотрудниками Центра по противодействию экстремизму, рассказывают: подобные спецоперации, включающие в себя слив, внесудебные угрозы расправы, публикацию компромата в сети и т. д., никогда не организовывают рядовые полицейские из отделений, которые лишь оформляют протоколы и временно содержат оппозиционеров. Масштаб и почерк кампании против Шуваевой, Щеблевой и других девушек указывает на Центр "Э", в один голос говорят опрошенные PublicPost политические и гражданские активисты.

Состав преступления и его отсутствие

Самое характерное в проходящей сейчас кампании угроз и компромата против девушек - выбор именно Алены Щеблевой в качестве основной жертвы.  Про Щеблеву распространяют ролики, ее фотографии ходят по сети с нецензурными комментариями и угрозами, угрозы поступают даже в адрес «ее ребенка», хотя у Щеблевой  детей нет. Объяснить выбор в качестве основной планируемой жертвы Щеблевой можно только модельной внешностью Алены и тем фактом, что именно ее фотографии хорошего качества организаторам кампании удалось найти в социальных сетях.

Сотрудник правозащитного центра “Мемориал” Александр Черкасов считает, что в данном случае очевидно нарушение законодательства о защите персональных данных. Возможно, считает Черкасов, развязанная в интернет кампания может  квалифицироваться и по более серьезным статьям УК: “"Мы все не любим статью 282 УК, но те, кто предлагают ее отменить, рекомендуют в таких случаях использовать на самом деле даже более тяжкие составы преступления: "подстрекательство к убийству" и "угроза убийства”, говорит он.

Если же говорить об описываемых в статье действиях «неустановленного круга лиц» из правоохранительных или судебных органов, действовавших совместно с поименно известными и неизвестными представителями право-радикальных кругов,  то статья 137 УК РФ: «Нарушение неприкосновенности частной жизни» гласит следующее: участникам кампании, облеченными властными полномочиями - т. е. тем неустановленным сотрудникам правоохранительных органов, которые, возможно, передали персональные данные распространителям, грозит до 4 года тюрьмы с запретом занимать определенные должности. Рядовым распространителям персональной информации ни в чем не виновных девушек грозит всего-лишь до двух лет лишения свободы.
Previous post Next post
Up