Деготь и Осмоловский дискутируют об Украине

Jan 15, 2015 20:25


Анатолий Осмоловский
На вернисаже моей выставки "Рас-членение" Катя Деготь определила мою работу "Украинка" как колониальную. Типа, если "украинка" слеплена из разнообразных фрагментов, то это метафора неестественности самого государства Украина. Ну в принципе такая интерпретация тоже возможна. Как вид "колониальной" интерпретации (ну т.е. "империалистической", которая подразумевает однозначность).
Художественная работа как известно имеет множество прочтений, а любая однозначность легко переворачивается в свою противоположность. Так с полным правом можно сказать, что "Украинка" - не метафора государства Украина, а выражает собой ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о нем российского официоза и большинства русских и тут же работа становится критической и антиколониальной. Действительно, российский художник только и может что выражать представления своей страны и своего народа так как он в ней рожден и воспитывался и сам является частью этого народа. Поэтому политическая однозначность для художественной работы - это нонсенс эпохи 30-х годов.
На самом же деле моя работа о насильственности возвращении фигуративного образа. И является критической не столько по отношению к официозным политическим представлениям, сколько к постмодернистской продукции последних 20 лет. Типа Джефа Кунса или Мураками. Политический кризис закончится, а эта проблема "вечна"

Не могу не прокомментировать

Благо забавно наблюдать как Екатерина Деготь пытается защитить украинскую государственность от Толи Осмоловского, который как-то там не так изобразил Украину.

Это все конечно какие-то благоглупости в духе "Народного собора", но все равно постараюсь разобраться.

Понятно, что наезд неправильный в самом подходе. Как будто критикуют карикатуру на редколлегии, а не серьезное, полноценное высказывание, органичное само по себе, а не как дополнение к общественным и политическим процессам. Ведь такой узкий подход спекулятивно концетрирует важность политического, создает иллюзию, что важность происходяще в политике и обществе настолько велика, что предлагает искусству лишь сервильную "описывающую" форму.

Необходимо понимать и проговаривать, что современное искусство, по крайней мере в том виде которым занимается Толя, не занимается последними истинами и прямыми высказываниями, а, как точно говорил покойный Пригов, предпоследними, т.е. "всего лишь" создает символические образы претендующие на высвечивание ситуации, делание ситуации более осмысленной, облегчающими интерпретации, который остаются зрителем.

Так что когда Деготь обвиняет Осмоловского в колониальности, она всего лишь ведет диалог с удобным ей виртуальным партнером.

Кроме того нельзя не отметить, что интерпретация Деготь не очень органичная - слишком прямая, похожая на пересказ карикатуры. Творчество Осмоловского всегда многоплановее.
Стоит например отметить, что Украина изображена в виде женщины. Лично мне видится в этом отсылка к тому что на Украине (и это очевидно прогрессивно) были сильны женщины-политики.
При этом политическое поведение Украины после того как она активно начало бомбить Донбасс безусловно колониально (как и атаки Грузии на Южную Осетию), что как раз и обнажает "сшитость" территории, которая всегда была главной проблемой для Украины и сейчас все это дело усилилось стократ.

Россия в этой ситуации тоже ведет себя вполне империалистично, но за этим есть прагматика и возможность договориться. Но после того как Киев начал бомбить Донбасс, перейдена черта, когда можно было представить Украину жертву. Это крупное империалистическое государство бьющееся с собственными национальными окраинами.

Украина на наших глазах перерождается в геополитического постимперского фашизоидного монстра, изнанкой России еще больше уехавшей от реальности.

Защищать государственность Украины с левой позиции почти невозможно.

Екатерина Деготь, Украинская политика, Анатолий Осмоловский

Previous post Next post
Up