(no subject)

Apr 27, 2014 22:11

Сразу в нескольких интернет-дискуссиях я столкнулась с несколько странным, на мой взгляд, пониманием термина «профессионал», причем у людей, вроде бы состоявшихся и неглупых. То что мне кажется очевидным, оказывается, очевидно не всем (вот сюрприз), и я решила представить свой взгляд на это распространенное понятие.

Итак, профессионал. Образование у меня классическое, поэтому начну с определения. Словари кратки - профессионал, человек который занимается чем-либо профессионально (как оригинально). Общепринятым считается определение профессионала, как специалиста, достигшего высокой степени мастерства в своей профессии. Казалось бы, все просто. Но мнения о том, кого считать профессионалом, и как им стать (особенно) весьма разнятся.
Дам свое определение. Профессионал - человек, занимающийся определенной профессиональной деятельностью, овладевший на высоком уровне знаниями и навыками, необходимыми для этой профессии, осознающий себя в профессии, постоянно развивающийся.
Далее по пунктам.

Выбор профессии. Один из самых сложных вопросов в жизни человека. Едва малыш начинает говорить, вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» - задают все, кому не лень. Потом, в школе, усталые профпсихологини пытаются вытрясти из гыгыкающих подростков ответ на тот же, в общем, вопрос. Потом институт, колледж, училище, которое выбрал ты?, родители?, подружка? В конечном итоге, сколько людей на планете занимаются тем, что им нравится? Пресловутые двадцать процентов? Или меньше? Чтобы стать мастером в своем деле, говорят, нужно им заниматься 10.000 часов. Для человека, который не любит то, чем он занимается, это сродни длительному тюремному заключению. Сложно ожидать от зк стремления к развитию.
Что это значит на практике?
Просто не заниматься тем, что не приносит удовлетворения - не так-то просто. Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы все решали вопросы карьеры как в комиксе Алана Уотса: http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/chego-my-na-samom-dele-hotim-592755/
Но зачастую осознание того, что ты занимаешься нелюбимым делом, приходит в середине карьеры. Что тогда делать? Подумать, есть ли все-таки в твоей работе что-то, что нравится. Поискать себя в смежных отраслях. Да и развернуться на 180 градусов и начать с нуля тоже можно практически в любом возрасте. Достигнуть высот в нелюбимом деле нереально. Люди, делающие карьеру «из-под палки», потому что в них говорит синдром отличника или тренер личностного роста могут очень легко перегореть и скатиться в депрессию. В конце концов, на работе мы проводим большую часть жизни. Стоит ли превращать ее в отбывание ненавистной повинности?
На собеседовании вам могут задать конкретные вопросы: «Что больше всего вам нравится/нравится в вашей работе?», «Что вы хотели бы изменить в своей работе, если могли?». Такие вопросы и самому себе полезно иногда задавать.
Образование и развитие. Документом, подтверждающим квалификацию специалиста, является диплом о получении им профессионального образования, высшего или среднего. Наличие профильного образования обычно оговаривается в должностных инструкциях, как параметр соответствия работника занимаемой должности. Если бы все было так просто! Вот вам диплом - а вот прилагающийся к нему специалист. На деле, слова почти любого первого работодателя «А теперь можете позабыть, все, чему вас учили в институте!» не так уж далеки от истины. Диплом - это всегда лишь первая ступень. Да и «срок годности» его пять лет от силы. Далее в дело вступают навыки, получаемые непосредственно в работе и самообучение. Как оно будет проходить, как человек будет получать новые знания - из книг и журналов самостоятельно, на курсах, семинарах и тренингах - не так уж важно. Главное, чтобы процесс этот не прерывался. Да, и получив сорок лет стажа, все равно нужно продолжать учиться.
Что это значит на практике. Если у человека есть пять и более лет практического стажа, мне совершенно неважно, что за корочки ему вручил декан его факультета при выпуске. А вот проверить, повышал ли он свою квалификацию за последние полгода ,и спросить, какую книгу по своей профессии он прочитал последней, я не забуду.
Осознание себя как профессионала. Это смешно (если бы не было так грустно), но тот, кто не считает себя профессионалом, им не является (обратное правило не действует). Сколько я встречала прекрасных специалистов, мгновенно тушующихся, как только их мнение противоречило мнению начальства (даже и не высокого). Очень наглядно это продемонстрировано в рассказе «Профессионалы» - отличное пособие по непрофессионализму. http://www.youtube.com/watch?v=XoEx-Skki0I
В учебнике профпсихологии есть зуболомное определение - «умение формулировать целостные суждения в условиях этической неопределенности». На практике оно трансформируется в способность вообще иметь свои собственные суждения и умение их отстоять.
Что это значит на практике?
Однажды я участвовала в обсуждении в жж-сообществе темы незаконного увольнения. Одним из неприятно удививших меня высказываний было: «Если каждый раз спорить с работодателем, то времени не будет расти профессионально». Печально, но при таком подходе роста как раз не получится. О нет, я отнюдь не призываю на каждый чих начальства отвечать судом (в конце концов, я-то в судах выступаю как раз от имени работодателя). И, конечно, найти новую работу легче, если тихо уйти, куда посылают, и получить, например рекомендации взамен. Но какая это будет работа? Я сама достаточно цинична, чтобы с распростертыми объятьями принимать таких девочек и мальчиков. В конце концов, начальники-самодуры, любящие увольнять сотрудников по мановению своей левой ноги и знающие только одно мнение - свое, есть везде. И для них тоже надо подбирать работников. Поэтому если человек раз за разом оказывается в ситуации, когда с ним обращаются несправедливо по одинаковому, под копирку, сценарию, скорее всего сам ее создал.
Рост - это всегда выход из зоны комфорта. И для того, чтобы развиваться в своей профессии, нужно из этой зоны выходить - предлагать новое, отстаивать свою позицию, и да, спорить. Как бы ни хотелось добавить в свое резюме строчку «бесконфликтный».
Previous post
Up