Как и обещала, начинаю цикл репортажей со своей офигенной и весьма авантюрной поездки "Галопом по Европам".
Собственно, целью поездки были съёмки документального телефильма. Фильм же посвящался освещению любопытнейшего исторического факта, как-то поход запорожских казаков во Францию, и их участие в освобождении французского города Дюнкерк от испанцев.
В первый раз слышите? А вот, оказывается, слава о воинской доблести, универсальности (а главное - дешевизне) запорожцев шла по всей Европе. Кардинал Мазарини попросил у поляков 2400 украинских наёмников (600 конных и 1800 пеших), которые отправились под руководством Ивана Сирка из Чигирина через Львов, Люблин, Варшаву до Гданьска. Там запорожцы сели на французские корабли и доплыли морем до самого Дюнкерка (север современной Франции, возле границы с Бельгией).
Благодаря военной хитрости украинцы взяли осаждаемую не первый год крепость за несколько часов. Мазарини, видать, изрядно ошалел от такой наглости скорости восточных гостей и... отказался платить наёмникам обещанные башли, замотивировав это тем, что крепость была взята не по правилам военного исскуства. Запорожцы, недолго думая, остались в занятой ими крепости на правах хозяев.
Несколько лет Сирко мотался между Дюнкерком и Фонтенбло, выбивая у французов обещанное. В конце концов, часть денег удалось добыть, а остаток казаки прихватили пушками из крепости. Впрочем, часть украинцев успела уже осесть во Франции, так что вернулись домой не все. Ну, большинство вернулось, и ладно.
На этом исторический экскурс заканчивается и начинается суровая реальность. Наша поездка повторяла тот самый исторический путь запорожцев до Гданська, а затем, сушей мы должны были добраться до Дюнкерка, чтобы там в торжественной обстановке передать подарки и заверения в горячей дружбе местной мэрии. Затем, завершив свою культурно-историческую миссию, мы с чувством выполненного долга должны были вернуться на Родину, попутно осматривая города, лежащие у нас на пути.
Таков был ориентировочный план нашей поездки. Реальность, конечно, внесла свои коррективы, но об этом - позже.
To be continued...