Нацыянальная бібліятэка - часовы праект!?
Почему современные белорусские города теряют свою первозданную красоту? Могут ли молодые белорусские архитекторы воплощать в жизнь свои задумки? А также об идее создания новых символов столицы в эфире Радио
TUT.by рассказал академик, лауреат Ленинской премии Юрий Михайлович Градов.
- Можно ли вообще говорить о какой-то архитектурной особенности городов? Чем отличаются города Беларуси от других городов?
- Во-первых, любая страна и любой город отличается своей историей. Меня радует, что в наше время архитектурные памятники начинают активно восстанавливаться. Например, Мирский замок - это сейчас не только исторический комплекс, но и место притяжения культурного наследия. Наша национальная гордость - это то, что сохранилось от предков в первозданном виде, а то, что создается сейчас, пока не дотягивает до заданной планки. И это касается не только Беларуси, но и всех стран Советского Союза. Приедете в любой город - и вы не сразу понимаете, куда попали. Это касается и Минска - все одинаково, монотонно. Города отличает только рельеф, а в остальном - сплошные навязанные стандарты. Некоторые архитекторы, как, например, в Пинске, дают задание, чтобы в новые здания вставлялись мотивы утраченной застройки, чтобы использовать их в новом строительстве, и это могло бы помочь.
Если говорить о малых городах, то там различия совсем небольшие. Например, строится агрогородок либо панельный дом, в котором все повторяется, и поэтому застройки смотрятся унылыми. Было даже отмечено в свое время, что в таких районах самый большой уровень преступности.
Но самое главное - стремиться к гармонии, а не смешивать всевозможные архитектурные стили. Возьмите, к примеру, проспект Независимости: как он запроектирован? В зоне цирка разместились желтенькие вазочки, а они должны быть белые. Вот вам пример того, как безобидная раскраска наносит вред самой архитектуре. Все должно быть выдержано, и это лежит на культуре тех, кто проектирует и согласовывает проекты.
- Есть же главный архитектор в Минске, почему он не смотрит за этим?
- Есть и главный архитектор города, и главный художник столицы. Думаю, что это все-таки на совести последнего. Есть еще в каждом районе свой архитектор, который должен следить за реализацией архитектурный проектов.
- Вы сказали, что есть у нас что-то в Беларуси, что отличает нас от других стран? Но ведь в стране преобладают все-таки сооружения советской эпохи.
- В массе своей, конечно, так и есть. Я помню, как был в свое время первым главным художником Минска. Мне было поручено перекрасить главный проспект города. А диапазон красок был скуден: только два цвета - желтый и белый, серый цвет не считаем. К счастью, мне это удалось. А сейчас я очень недоволен тем, что происходит с проспектом. Он попросту засорен: сооружен фонтан, а вокруг палатки стоят. Разве это нормально? Сразу принижается статус проспекта - это же проспект! Надо думать над этим вопросом, если в этом есть потребность, нужно сделать что-то стационарное, которое лаконично войдет в архитектурный ансамбль. В Париже вообще нет ни одного ресторана без навеса. У нас также есть летние кафе, но почему-то в Беларуси они очень неряшливые. На Невском проспекте в Санкт-Петербурге придумали сделать киоски в виде карет. Правда, пока эта идея не воплощена в жизнь, но задумка гениальна!
- На ваш взгляд, так ли портили вид киоски, которые не так давно убрали в Минске?
- Думаю, что это палка о двух концах, потому что возле них всегда пила и балаганила молодежь. Нам надо найти какой-то сценарный ход, как это сумели сделать в Питере. Ведь Немига - главная улица города, которая на сегодняшний день потеряна. Можно это сделать в виде световой рекламы, используя цветодизайн. Почему не соорудить волну, некое напоминание о волне, в которой будут вставлены светящиеся окна?
- А вот интересно: идеи молодых архитекторов, пока не занимающих высокие должности, могут воплотить уже сейчас?
- В принципе, я много лет слежу за рождением новых проектов, и иногда попадаются довольно интересные, которые заслуживают внимания. Очень талантливый парень Сергей Болматюк. У нас совсем недавно родилась идея построить два здания: одно в виде Луны, а второе в виде Солнца. Кстати говоря, Минск круглый, потому что из него выходит 16 магистралей (лучей Солнца), и в этом круге проспект Победителей как бы вычерчивает дугу, и получается Солнце. Я уверен, что если бы вышеупомянутые два здания появились в Минске, то это стало бы своеобразным символом города.
- Юрий Михайлович, как вы оцениваете то, что сейчас делают в историческом центре Минска?
- Неоднозначно, во-первых, город расчленен. Верхний город, Троицкое предместье, зона улицы Революционной - все эти части не связаны, в каждой из них строятся сооружения, которые далеки от исторической правды. Обратите внимание на застройку у Соборной площади - застройка с улицы Торговой уже вывалилась сюда, на саму площадь, и она очень грубая, тяжелая. И в этой исторической зоне есть один раритет - минское замчище, которое перерезало магистраль. На нем сидит магазин "Алеся" и здание трудовых резервов. Это же единственное здание в Европе, на котором не был построен каменный аналог. Мы просто обязаны его сохранить!
Когда мы делали станцию метро "Немига" и нечаянно попали на замчище - стройку сразу остановили и в два раза урезали величину самой станции. Мы в свое время предлагали решения этой проблемы, но это так и осталось, к сожалению, лишь в наших мечтах. Нужно определить направление, чтобы шаг за шагом идти в это время. Получается, новая застройка забила историю - поэтому необходимо придумать, как решить эту проблему. У нас идет штучное проектирование, а это очень опасно и неправильно.
Посмотрите, как некрасиво разместился Дворец Республики на Октябрьской площади. Площадь должна быть чистой, а не убивать пространство. Я проектировал такой вариант, когда Дворец Республики уходил вправо, а Старый город выходил на проспект, но этот вариант так и остался на бумаге.
- В архитектурном плане какой ваш любимый белорусский город?
- Все-таки Минск, потому что с этим городом меня очень много связывает, здесь я живу и работаю.
- Какой заграничный город впечатлил вас больше всего?
- Однозначно Барселона! Не говоря о Париже, конечно. Думаю, нам очень не хватает зданий Антония Гауди, хотя у нас есть Иосиф Лангбард. Время проходит, а они остаются вершиной, и это замечательно. Мне нравится то, как построены образы улиц Барселоны и то, как архитекторы стараются подхватить образ великого архитектора. Они ценят свою историю - вот чему нужно учиться у Европы!
- Если сравнить советских архитекторов с современными, в какую сторону изменилось положение дел?
- В лучшую в том плане, что развязаны руки и можно делать все, что угодно, а в прошлом архитекторы были связаны канонами, традициями. Но не стоит забывать, что свобода действий - это хорошо и плохо одновременно, потому как одну и ту же задачу можно решить по-разному. Важно решить поставленную задачу так, чтобы в конечном итоге получилась гармония.
Из современных зданий Минска выделяется Национальная библиотека, но это тоже продукт временный, потому что здесь не получилось самого главного: подобный объект должен был сформировать площадь, а не просто разместиться на магистрали. Мы слепо отдали дань времени и потеряли образ. Важно задать этот образ, тогда и архитектура будет другая.
Из довоенных сооружений лучшим я бы назвал Мирский замок, но и в нем присутствуют недостатки. Возникает вопрос: почему полуразрушенная статуя Афродиты без рук по-прежнему прекрасна, а у нас даже целостные сооружения получаются убогими?
- А какой белорусский город в плане сохранения и восстановления исторической застройки, на ваш взгляд, самый передовой?
- Передовым трудно назвать какой-либо из белорусских городов. Все примерно одинаковы. Может быть, Могилев…
- И самый главный вопрос: как, развивая город, все-таки сохранить его исторический облик? Есть какой-то универсальный рецепт?
- Нужно идти двумя путями: сохранять исторический облик и в его контексте развивать город. В свое время Москва показала, как это нужно делать. Вспомните Садовое кольцо, когда на нем появились высотные здания - они послужили отголоском Спасских башен. В Минске необходимо найти особый архитектурный прием, чтобы все заработало гармонично, чтобы новое и старое сохранило единый цельный образ.
Крынiца: "Беларускi партызан"
P.S. Я згоден, а як думаеце вы?