Троица?

Jun 08, 2009 22:46




1. Первоначальные и ранние христиане не верили в Святую Троицу, не имели понятия о ней.
В первых сочинениях христиан, вошедших (Апокалипсис, первые три Евангелия)

и не вошедших в канон Нового Завета, ни Богом Сыном, ни тем более Святой Троицей еще и не пахнет. Христиане до середины 2-го столетия ещё не имели никакого понятия о Святой Троице. Если бы им в то время какой-то христианский проповедник начал говорить о Святой Троице, они - первоначальные и ранние христиане - посчитали бы его несусветным еретиком.
В 4-м столетии, став господствующей государственной религией, христианство уже признавало Иисуса Христа в определенной, не в полной, мере Богом, но в Святую Троицу еще не верило, догмата о святой Троице не имело и не признавало. На первом Вселенском соборе 325 года христианство выработало и утвердило краткое изложение своего вероучения и назвало его Символом веры. В нем было записано, что христиане веруют “Во единого Бога - Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого”.

Символ Веры - в огромнейшем почете у христиан. 95% современных христиан считают его Образцом изложения сущности христианской веры. Те христианские церкви, деноминации, расколы, секты, которые не признают Символа веры (Он называется Никео-цареградским, поскольку был принят на двух первых соборах, которые состоялись в городе Никея и Царьгороде, то есть в Константинополе.) не признаются христианскими. Так вот, согласно тексту Никео-Цареградского Символа Веры, Единым Богом, Творцом неба и земли, всего видимого и невидимого является Бог Отец. Обратите внимание, в символе веры только Бог Отец называется Богом. (См. Приложение №1.)

Ниже в Символе веры говорится: Верую “И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, Отцом рожденного…” Присмотритесь. Здесь, в этом же Символе веры, Иисус Христос признается за Сына Божьего, но не называется Богом, а называется только Господом, точнее - господином.

Никео-Цареградский символ веры был написан по-гречески. К сущности Бога Отца в нем применено слово “Theoc”(Феос, Теос) - Бог, а по отношению к Иисусу Христу только слово “Kirie” (Кириос,Кирие -Господин, Господина. В Символе Веры Иисус Христос не признается за Бога. Когда церковных верхи христианской церкви писали этот Символ веры, то они были строгими монотеистами, в их религии был только один и единственный Бог - БОГ ОТЕЦ. Это все равно, что жители, к примеру, Красноярского Края говорили бы сейчас, что для них во главе всей России стоит Единый президент Путин (Единый для всех БОГ ОТЕЦ) - а так оно и есть! - и что для них власть в Крае сосредоточена в руках Единого губернатора Лебедя (Единородного для Красноярского края Господина, губернатора от Президента.) - а это тоже так и есть!

Став государственной религией, выйдя из темного и сырого подполья на свет божий, христианская церковь, осмотревшись, начала вписываться в культуру греко-римского мира. По сравнению с богатством культуры греко-римского мира христианство выглядело не столь бедным родственником, сколько бездомным изголодавшимся бомжем. Вот бомж и начал “приватизировать” богатства развитого греко-римского “социализма”. А там, как и здесь, было что “прихватизировать”. Вот распорядится всем этим богатством прихватизаторы те, как прихватизаторы и эти, не сумели. У тех не хватало ума, как у этих не хватает совести. Что изо всего этого получилось в целом для культуры и граждан, история видит тогда, как мы с вами аналогично видим сейчас. Аналогия - полнейшая, а поэтому, Сергей, объяснять верующим проблемы догмата Святой Троицы сравнительно доступно.

3. Догмат о Святой Троице - порождение неоплатонизма.

А поскольку христианству, ставшей государственной религией и в силу этого взявшего на себя функции общегосударственной идеологии, нужно было запастись впрок ставшей бесхозным языческим богатством, в первую очередь, - богатством мировоззренческого плана, чтобы можно было “все и до чего” объяснять гражданам страны. Это мировоззренческое богатство в то время было сосредоточено в неоплатонизме , которое некогда, как сказано выше, стояло в истоках мировоззрения первоначального и раннего христианства, можно сказать - в истоках самого христианства. К 4-5 столетия философия неоплатонизма достигла вершины своего расцвета, а гностицизм безвозвратно канул в вечность, оставив на христианстве только свои родимые пятна. Неоплатонизм в творчестве его таких великих ( великих - без дураков) представителей, как Ямвлих, Прокл, Плотин, Порфирий, Прокл отражал весь мир, от Единого Абсолютного Бога до материи и преисподней, в виде цепи взаимосвязанных и порождающий друг друга Триад. Так, например, неоплатоник Прокл (410-485) в процессе эманации (истечения) всего сущего из Единого абсолютного Бога усматривал три момента: 1. Произведение надлежащего к произведению в производящем. Этот начальний момент, по Проклу, находится в состоянии слитного, нерасчлененного единства (“Mony”, мони). 2. Выход производимого из производящего (“Prodos”, продос). 3. Возвращение произведенного в производящего (“Epistrophy”, эпистрофи). Это, так сказать, всеобщая методология к постижению всего сущего. Изложив этот принцип, Прокл переходит к более детальному раскрытию наличных сущностей на каждом моменте развития. Превыше всего он ставит Божественное первосущество, которое превышает всякое существование. Для него “божество есть всеобщая причина, но не причинным образом; оно высшее добро, но вне всякого конкретного добра”… Вот так, вот таким макаром!

Первой эманацией божественного первоначала являются геннады (рожденные), которые способствуют переходу от Единственного (от Единицы) к множественности. Первой происшедшей из геннад выступают эманированная сущность, стоящая на уровне божества и непосредственно связанная с Единым, - Мировой разум (“Nous”, нус, Мировой Разум), который эманиреут из себя Троицу Единосущную и нераздельную: 1.Бытие (в христианской Троице - Бог Отец); 2. Жизнь (в христианстве Дух Святой, как жизни податель) и 2. Логос, мышление ( в Евангелии от Иоанна - Сын Божий, Иисус Христос). И далее в рамках, в системе, методологией триадического мышления Прокл излагает все элементы постигаемого им мира. Заключительные разделы своего философствования Прокл посвящает проблеме мистического слияния человека с божеством, процесс возвращения отпадшего человека к Богу. Это обратный путь (путь человека к Богу) включает в себе тоже три момента: путь Эроса, путь Истины и путь Веры… Ну и так далее в таком же духе.

Следует иметь в виду, что все ведущие (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие) творцы христианского учения о Святой Троице обучались философии в действующей до 529 года афинской школе неоплатоников. В этой школе творцы христианского богословия учились, как тогда говорилось, эллинской мудрости, на основе этой неоплатонической эллинской мудрости сочиняли христианское учение о Святой Троице. В результате, на втором, в Константинополе, Вселенском христианском соборе (381 год) кружок Василия Великого под председательством Григория Богослова и Григория Нисского до Никейского Символа веры было дописано несколько предложений о Духе Святом. В этой приписке Константинопольского собора писалось: Верую и “ в Духа Святого, Господа Животворящего, от Бога Отца исходящего…” Таким образом к вера в Господина Иисуса Христа было прибавлено верование и в Господина Духа Святого. Оба они - и Бог Сын, и Бог Дух Святой - в Никео-цареградском Символе веры провозглашались не Богами, а только почти равными Богу Отцу Господами; ну, чем-то на подобие если уж не Губернаторов божественной вотчины, то уж точно полноправными Представителями Бога в этой вотчине, к примеру, как Представители Президента Путина в семи административных регионах России.

Но Никео-Цареградский символ веры еще не утвердил в христианстве догмат о Святой Троице в веру в неё в его современном понимании. Тогда, в 4 столетии официальная христианская церковь, называвшая себя единой, святой, вселенской и апостольской церковью, провозгласила веру в Единого Бога Отца и веру в Господа Сына божьего Иисуса Христа и Господа Духа святого. К этому здесь же добавим, что ни на одном из церковных соборов догмат о Святой Троице в его современном церковном понимании и богословском истолковании не утверждался поскольку он явно - и по форме и по содержанию - находится в вопиющем противоречии с каноническими решениями Первого и Второго Вселенских Соборов. Решения Первого и второго Вселенских Соборов не знают равных Богу Отцу Богов Иисуса Христа, Сына божьего; не знают равного Богу Отцу и Духа Святого, который, де, “от Бога Отца исходит”. Подчеркнем еще раз, поскольку в данном случае это очень и очень важно: Никео-Цареградский Символ веры знает Единого Бога Отца, его единородного Господина Иисуса Христа, Сына божьего ( “Пана Иисуса Христа” написано в украинском тексте Символа веры), а также знает Господина (Пана) Духа Святого, который исходит от Бога Отца.

4. Современный догмат о святой Троице впервые был сформулирован анонимом.

Догмат о святой Троице создавался вне текста Библии и вне канонов Вселенских Соборов. Впервые догмат о Святой Троице был анонимно сформулирован в христианстве только в 6 столетии. Этот догмат впервые изложен в документе, который вошел в церковную историю под названием “QUICUMQUE ” (Куикумкве) Название документа взято из первого слова его первого предложение, где писалось :” QUICUMQUE vult salvus esse, ante omnia opus est, ut teneat catholicam fidem” Кто желает спасенным быть, тот прежде всего должен держаться католической веры). И далее говорится о том, что надо верить в то, что Бог один по существу и троичен в лицах; что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, но не три Бога, а Один Бог; что христианин обязан в равной мере почитать и молится отдельно Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу святому, но не как трем Богам, а Богу одному. (См. Приложение №2). Это Символ веры впервые был опубликован в приложении к сочинениям умершего в 542 году известного богослова и проповедника Цезаря Арльского (Caesarius ex Arles). В научных и добросовестных богословских кругах предполагается, что “Куикумкве” написал умерший в начале 6 столетия Сен-Винсент Лиринский (Saint Vincent ex Lerinius). Большинство исследователей приурочивают появление документа к 500-510 годам. Для придания авторитетности документу его создание католические богословы приписали святому Афанасию Александрийскому (святому Афанасию Великому; 293 -373) и присвоили ему имя “Символ Афанасия Великого”. Конечно, умерший за полтора столетия до написания “Куикумкве” святой Афанасий ни сном ни духом не знал о своем символе. В учебнике для современных русских православных духовных семинарий протоиерея Иоанна Мейендорфа “Введение в святоотеческое богословие” трактат “Куикумкве” вовсе не вспоминается и среди работ святого Афанасия Великого не указывается. Ко всему этому надо добавить, что святой Афанасий писал свои сочинения только на греческом языке, а “Куикумкве” дошло до нас на языке латинском. В греко-говорящей православной церкви это символа не знали до 12 столетия, до разделения в 1054 году христианской церкви на католичество и православие. Но со временем и в восточно-православном христианстве содержание “Куикумкве” было переведено на греческий язык и принято за образец изложения обще христианского вероучения о Святой Троице. Сейчас подавляющее большинство христианских церквей и сект принимают догмат о Святой Троице в изложении “Символа Афанасия Великого”.

5. Насилничанье Библии во имя догмата о Святой Троице.

Но трагедия христианского церковного учения о Святой Троице заключается в том, что этот догмат всесторонне обоснован с точки зрения неоплатонизма, но ни единым словом не подтверждается текстом священного писания. Чтобы ликвидировать этот досадный недостаток церковники собственноручно вписывают в Библию фразу: “Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино”. Эта фраза сначала вставлялась в послания апостола Павла, потом в послание апостола Петра, и, наконец, для нее было найдено более подходящее место в первом послании апостола Иоанна, где она находится и сейчас. Там сейчас написано: “Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью (и духом); не водою только, но водою и кровью. И дух свидетельствует (о Нем), потому что Дух есть истина. (Ибо три свидетельствую на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино.) Ибо три свидетельствую на небе: дух, вода и кровь; и сии три об одном” (1 Иоанна, 5:6-8). Слова взятые в скобки и выделенные курсивом отсутствую во всех древних списках новозаветных текстов.

После изобретения книгопечатания первое научное издание книг Нового завета на двух языках - греческом и латинском - осуществил Еразм Ротердамский (1469- 1536). В двух первых издания текста Еразм не печатал слова об Отце, Слове и Святом Духе, поскольку этих слов он не находил в имеющихся у него многочисленных списках Нового завета. И только в третьем издании, под давлением католической церкви, он вынужден был вставить так нужны догмату о Святой Троице слова. Это третье издание Библии Еразмом Ротердамским было потом еще раз тщательно отредактировано католической церковью и утверждено как каноническое под названием Textus Reptus (Принятый текст), которые стал основой для перевода Нового завета на все языки мира. Приняла эту вставку и православная церковь.

Вот так обстоят дела с происхождением и утверждением в христианской церкви догмата о Святой Троице.

6. Разнобой Святой Троицы в верованиях современных христиан.

Конечно, современное христианство, принявшее догмат о Святой Троице, вынуждено обосновывать его не ссылкой на неоплатоников, а на священное Писание. Но священное писание, не в пример творчеству неоплатоников, не дает никакого основания для признания этого догмата. Вот почему между христианскими церквами и сектами до сих пор существуют значительные разногласия в истолковании и понимании этого догмата. Так, детализируя взаимоотношения лиц Святой троицы, православная церковь считает, что Дух святой “исходит от Бога Отца”, а католическая, - что Дух святой “исходит от Бога Отца и от Бога Сына”. И та и эта церкви находят в Библии подтверждение только своего взгляда на Святого Духа. Православная церковь ссылается на выражение Иисуса Христа, который называет Духа святого Утешителем, духом истины и говорит что он, Дух Святой, “от Отца исходит” (Иоанна, 15, 26), а в другом месте - “Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец мой во имя мое” (Иоанна, 14:26). А католическая церковь в свое оправдание ссылается на то, что Иисус Христос, в данном случае - Бог Сын, говорит, что это он, Бог Сын, пошлет им Духа Святого (Луки, 24:49; Иоанна, 15:26;Луки, 4:1,18). Вот это католическое “и от Сына” (filioque, филиокве) до сих пор служит самым главным догматическим расхождением между православием и католичеством.

Хотя догмат о Святой Троица обязывает христиан верить в то, что Иисус Христос, Сын Бога, равен Богу Отцу, но в евангельский Иисус Христос сам говорит, что “Отец Мой больше Меня” (Иоанна, 14:28); “Отец мой больше всех” (Иоанна, 10:15).

Что же касается Бога Духа Святого, то о нем богословы предпочитают меньше всего говорить. Большинство протестантских проповедников говорят, что образ Духа Святого а нам еще не открыт, а другие, что Дух святой - это только такая сверхъестественная сила, которая исходит от Бога. В Библии нет ясных указаний на то, что Дух Святой - личность.

Ряд христианских церквей и сект сейчас не признают догмата о Святой троице. К ним можно отнести церковь унитарианцев, мормонов, иеговистов и некоторых других. Доминирующие христианские церкви, деноминации и секты предлагают тех, кто не признает Никео-Цареградского символа веры и догмат о Святой Троице, не считать христианами. Особенно резко, аргументировано и по-богословски догмат о Святой Троице критикуют Свидетели Иеговы (иеговисты), А поэтому атеистам, которые хотят развенчать христианский догмат о Святой Троице рекомендуется поручать это дело иеговистам, которых везде полно. Будет поучительно, интересно и полезно понаблюдать.

Сквозь трещины раннего христианства незаметно, по чуть-чуть, постепенно запахи грядущего догмата о Святой троице впервые начали просачиваться только с середины 2-го столетия, впервые явственно - в Евангелии от Иоанна. В нем, действительно, Иисус Христос возносится на уровень Слова Божьего, Логоса, на уровень Божества, можно сказать - Бога Сына. Но, учти Сергей: эта дурь начала заводится в христианстве со второй половины 2-го столетия, более чем через 150 лет после Рождества, прихода в наш грешный мир, Иисуса Христа. Реальный, исторический, Иисус Христос, его апостолы, непосредственные последователи апостолов этой дурью не маялись.

Правда, пришедшие в христианство верующие из не евреев сразу принимали Иисуса Христа за Бога и, как свидетельствовал Плиний Младший в начале 1-го столетия, “молились Иисусу Христу как Богу”. Но это делали ни в коем случае не христиане из евреев. Христиане из евреев еще и в 3 столетии имели свое представление об Иисусе Христе, не возводили его в ранг Бога. Таких христиан в то время называли иудействующими. (Во всех, богословских и научных, исследованиях и учебниках по истории раннего христианства подробно описывается сущность иудействующего христианства. Жаждущий более подробной истины может черпать оттуда дополнительные сведения.)

2.Никео-Цареградский Символ веры не знает Святой Троицы.

Отец, христиане, Христианство, Иисус, Сын, троица, Святой дух, святая троица

Previous post Next post
Up