И друзья, и недруги палестинского народа с готовностью всегда подчеркивают его высокий уровень образования. Друзья палестинцев хотят этим подчеркнуть, что варварская агрессия сионистского государства уничтожает один из самых образованных и цивилизованных народов на земле. А недруги палестинцев хотят этим подчеркнуть, что этого уровня образованности палестинцы достигли только благодаря «Израилю».
Это удивительно. Но, несмотря на все страдания, которые перенес этот народ, уровень его образованности - один из самых высоких не только среди остальных мусульманских народов, но и среди народов остального мира. Пятимиллионный народ с одной из самых трагичных судеб дал умме невероятное количество высоко квалифицированных специалистов, ученых, писателей и публицистов.
От древности до оккупации
Палестина исторически являлась не только неотъемлемой частью исламского мира, но и, в первую очередь, его передовой пограничной областью, а иногда и линией фронта. Таким образом, на развитии региона сказывались не только внутренние процессы подъема и спада Халифата, но и внешние факторы. Такие как внешняя морская торговля, проникновение античных и западных идей, Крестовые походы, европейская оккупация и т. д.
Активное проникновение западных стран на мусульманский Восток началось с ХVI века. Вместе c солдатами, купцами и предпринимателями, чиновниками колониальной администрации туда двинулись и миссионеры. И те, и другие осуществляли в культурную экспансию западноевропейского образа жизни, в том числе путем обучения некоторого количества представителей местного населения, необходимого для формирования прозападной образованной прослойки, которую можно было бы использовать в собственных целях.
Западная культурная экспансия привела к тому, что в приграничных областях, особенно в Палестине, началось активное взаимодействие европейских и традиционных методов образования. В поисках эффективных форм и методов воспитания в новых условиях развития некоторые деятели просвещения мусульманского мира начали обращаться не только к местным традициям, но и отработанным западным педагогическим концепциям.
После окончания Первой Мировой войны оккупированная Палестина оказалась под Британским мандатом, который продолжался до 1948 года. За это время в Палестине увеличилось количество школ, которые строились для продвижения в традиционную мусульманскую среду европейского просвещения. Приоритет отдавался обучению мальчиков, поэтому в этот период число девушек, получающих образование, было около 20% от общего количества учащихся школ Палестины.
Однако, кроме британских школ, в этот период стали организовываться частные палестинские народные школы. В 1945 - 1946 годах количество таких школ исчислялось уже несколькими сотнями. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181 об отмене английского мандата на Палестину и создание на ее территории двух независимых государств: арабского и еврейского и установлении специального международного режима в отношении столицы Иерусалима.
Выброс во внешний мир
В 1948 году началась арабо-израильская война, вследствие чего большинство палестинцев переселились в сектор Газа, на западный берег Иордана и в соседние арабские страны (Иорданию, Сирию, Ливан, Египет и т.д.). В 1950 году Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО начала строить школы для обучения палестинских беженцев, были направлены спецпредставители для управления этими школами.
Данная работа продолжается и в настоящее время. В этом же году на Арихомском съезде было принято решение о присоединении Западного берега реки Иордан к Иордании, а сектора Газа - к Египту. Каждая часть подчинилась и системе образования той страны, к которой присоединялась. Например, в Секторе Газа система образования была египетской, на Западном берегу - иорданской. Выпускники школ, к примеру, в секторе Газа имели право продолжать учебу в египетских университетах бесплатно, при этом они имели равные права с египетскими студентами.
Такие условия способствовали росту желающих продолжить обучение в университетах соседних стран. После захвата территории сектора Газа и Западного берега Иордании «Израилем» в 1967 году население этих палестинских территорий находилось под военным управлением. При этом государственная система образования в секторе Газа сохранилась египетской, на Западном берегу - иорданской, но находилась под израильским управлением.
В данный период активизировалась роль UNRWA - Агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам и организации работ. Эта организация взяла на себя ответственность за обучение палестинских беженцев. На оккупированных территориях начали строиться новые школы для палестинцев. Необходимо признать, но именно чудовищная по своей жестокости оккупация оказала наибольшее влияние на изменение отношения палестинцев к знаниям.
Если раньше 2/3 палестинцев были заняты сельским хозяйством, то после оккупации, изгнания и переселения сфера их трудовой деятельности расширилась, и образование для них стало одной из главных целей в жизни. Палестинцы начали осознавать, что только через высокий уровень образования и профессионализма они смогут не только помочь своему народу, но и просто выжить.
Один палестинец, выросший в Ливии, рассказывал, что родители все детство наставляли его учиться. «У тебя нет родины, нет правительства, нет страны, которая о тебе, как о твоих друзьях, если чего, позаботиться. Только ты сам можешь помочь себе. Нам не на кого надеяться», - говорили ему. В результате парень закончил школу на чужбине с золотой медалью и получил достойное европейское высшее образование.
Палестинская программа
В сентябре 1993 года была подписана Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению, известная как «Договоренность в Осло». Согласно ей, сектор Газа и Западный берег Иордании перешли под управление Палестины. В августе 1994 года было создано Министерство просвещения и высшего образования Палестины. Началось строительство новых школ и департаментов образования, необходимых для самостоятельного развития системы образования.
Следует отметить, что с этого момента, помимо школ UNRWA, которые были созданы по инициативе ЮНЕСКО в связи большим числом беженцев на территории Палестины, огромную роль стали играть государственные школы. UNRWA обслуживает только палестинских беженцев и обеспечивает им образование только до определенного уровня, а потом ученики идут в государственные школы.
Министерство просвещения и высшего образования Палестины, приступило к разработке новой системы образования взамен существовавшей в секторе Газа египетской, а на Западном берегу реки Иордан - иорданской систем образования. И только в 2004 году процесс создания Палестинской школьной программы с 1 по 10 класс был завершен.
Министерство просвещения и высшего образования Палестины с первых дней его существования начало коренное обновление системы образования с учетом национальных потребностей на основе 4-х принципов:
1. образование - это гражданское право;
2. образование является основой гражданства;
3. образование должно быть обновленным и совместным;
4. образование - база для общественного и экономического развития.
Современная стадия развития палестинского общества характеризуется одним из наиболее значимых изменений в его психологии, осознавших, что им не на кого рассчитывать, кроме самих себя. История предательства Палестины арабскими соседями, наследниками СССР и современным мировым сообществом заставила палестинцев осознать, что, только став всесторонне развитыми и независимыми личностями, они обретут шанс на спасение своей Родины.
В соответствии с этим в палестинских образовательных программах появляются новые приоритеты, заключающиеся в направленности образования на развитие сильной и независимой личности. По этим причинам за последние годы число учеников в палестинских школах значительно выросло. Кроме того, палестинцы создали хорошую систему школьного и университетского образования.
После окончания школ огромное количество палестинцев прикладывало все усилия, чтобы получить достойное высшее образование. Поэтому они массово выезжали на учебу в СССР, страны социалистического лагеря, Великобританию, Францию и США.
Тяжесть проблем
Данные достижения палестинцам дались невероятно тяжелым трудом, кровью и страданиями собственного народа, а также в результате национальной катастрофы. Отечественный исламофоб и открытый враг палестинского народа Евгений Сатановский цинично признает, что сначала британская, а затем и сионистская оккупация палестинских земель породили огромное количество палестинских беженцев, выведя их в окружающий мир и сделав их «евреями арабского мира».
«Если бы этого не произошло, никаких палестинцев мир бы сегодня не знал. Они были бы одной из периферийных групп арабского мира» - цинично заключает Сатановский. Тем не менее, в ответ на все эти потрясения палестинцы, сжав свою волю в кулак, стиснув зубы и скрепя сердца, смогли обеспечить своему народу такой уровень образованности, что они сегодня стали одним из самых образованных народов в мире с почти поголовным средним образованием.
При этом среди палестинцев довольно высокий процент населения с образованием высшим, полученным в Европе, России, США, Канаде, Австралии. Это образование им в условиях оккупации собственной родины в огромной степени становилось доступно за счет ООН и национальных грантов.
Несмотря на все эти достижения, давшиеся палестинцам невероятно тяжелой ценой, необходимо признать, что оккупация и блокада не позволяли палестинцам развивать свою систему образования в соответствии с международными стандартами. Оттого не удивительно, что современная палестинская школа переживает кризис, так как рост количества школ не соответствует росту количества учеников.
Например: среднее число учеников в государственных школах - 37, а в школах UNRWA - 45. Большинство школ UNRWA и государственные работают в две смены. В настоящее время образование Палестины ориентировано на старые программы арабских государств, в которых уровень знаний по естественным наукам достаточно низок, поскольку ориентирован на развитие гуманитарных дисциплин. Несмотря на существующие классификации школ, школьная программа в основной школе одна и та же.
Не только палестинцам, но и остальным мусульманам стоит сегодня осознать, что спасение и дальнейшее развитие Палестины в огромной степени зависит от того, смогут ли палестинцы сохранить свой высокий уровень образования. И если каждый из нас осознает свою обязанность оказать помощь палестинцам, то лучше, если эта помощь будет заключаться не в скандировании бесполезных лозунгов, а в реальной поддержке палестинской системы образования и возможности для палестинцев получать так необходимые им знания за рубежом.
«Знания - сила», - для палестинцев эти слова имеют, поистине, особый смысл.
Адыль Батыров