на страницах и экране

Dec 09, 2019 16:38

Про сериалы
Тут совсем коротенечко. Фильмы и сериалы я в последние полгода смотрю так беспорядочно и вразнобой (и в основном все старое), что и в памяти ничего не отложилось. Единственное, что четко и исправно включаю каждую неделю - "Темные начала" (His Dark Materials). Сперва ужасно разочаровалась. Я же так ждала, так ждала! А они и стиль другим сделали, и сюжет дописали, и характеры заметно изменили, и Дафни Кин, которая мне (да и всем, кажется) дико понравилась в "Логане", успела перерасти нужный возраст... Но серии на третьей я втянулась и вчера аж не утерпела, нашла стрим BBC One и напрямую смотрела))) И все-таки ожидаемой бомбой сериал, к сожалению, точно не стал.

Про книги
Последний пост о книгах у меня был в начале мая, а это значит, что, даже несмотря на упорный нечитун нескольких месяцев, кое-что за это время поднабралось.

Арбатской трилогией Анатолия Рыбакова ознаменовались для меня май, июнь и июль. На первую часть весь май и ушел. Чтоб не было так обидно, другие два тома разбавляла и "закусывала", чем могла...

1. "Дети Арбата"
Впервые читала роман где-то на первом или втором курсе института, воспоминаний не сохранилось ровным счетом никаких. Сейчас, перечитав, поняла, почему. Во-первых, половина книги (политическая) гарантированно проходила мимо меня из-за почти полного в ту пору незнакомства с темой, во-вторых, это только кусок незавершенной истории. На этот раз попытка проанализировать логику и мотивы действий Сталина была мне, пожалуй, даже интереснее линии обитателей Арбата. Но художественной ценности в книге я, честно говоря, не увидела.

2. "Страх"
Мой свежий кактус: дочитать трилогию до конца и с легким сердцем о ней забыть. Если первая часть еще интересна психологизмом и запечатлением эпохи, то во второй книге автор серьезно грешит многословием, пережевыванием одной и той же мысли на протяжении целых глав и уже явной надуманностью в попытке "говорить" от лица Сталина.

3. "Прах и пепел"
Размах был грандиозный, а вот исполнение подкачало. Кажется, что автор так и не допридумал свою эпопею, или ему надоело, или так долго это тянулось, что он уже сам забыл, что хотел сказать. Но двух центральных персонажей Рыбаков в финале откровенно слил, ударившись в шекспировскую трагедию без малейшего обоснуя; остальных героев вообще кинул; а Сталин в третьей части - фигура уже неправдоподобная просто до нелепости: и это из-за него, и то, и часовню, разумеется, тоже он развалил.

Генрих Сенкевич "Ганя"
Маленькая повесть о любовном треугольнике и о том, как вроде бы неплохой парень может стать скотом от любви и ревности.

Терри Пратчетт "Цвет волшебства"
Я читала эту книгу несколько лет назад, она мне не понравилась. Другие попытки знакомства с Пратчеттом только укрепили в мысли, что нам с автором не по пути. Но с течением времени я стала подозревать, что именно с "Цветом волшебства" было что-то не так. Показалось вдруг, словно я тогда бросила читать или книга была скачана не полностью... А вокруг с новой силой восхищаются Пратчеттом, его умом, юмором и фантазией... Ну ладно, думаю, сделаю еще заход. Перечитала и поняла, что чуда не случилось. Книжка и в первый раз была прочитана целиком, просто она вот такая... не в складушки, не в ладушки, не пришей кобыле хвост. Поразительно, отменно неинтересная сказочка.
Но все равно чувствую, что придется читать автора дальше, ведь не могут же все так сходить с ума на ровном месте.

Еремей Парнов "Ларец Марии Медичи"
Советский детектив с историческими вставками. Вставки, признаться, сильно портят картину, но линия в настоящем (на момент написания) времени интересна, изобилует любопытными наблюдениями и деталями и не лишена юмора. И еще чувствуется, что умный человек писал, это всегда подкупает. Но больше всего мне эта книга запомнилась тем, что постоянно я из-за нее куда-то уплывала мыслями, лазала по Сети, уточняла... Причем не всегда это было связано с сюжетом. Так, зацепилась я за слово "целлулоидный", подумала, что раньше его использовали часто, а теперь - нет, да и про пластмассу говорят куда реже, все пластик да пластик... ну и начиталась в итоге по самое не могу всяких классификаций... запомнила, правда, только про целлофан с полиэтиленом))

Павел Санаев "Похороните меня за плинтусом"
Чем мне книга понравилась - реалистичностью. Но и не понравилась тем же. Как картина удушливой, извращенной, больной любви - отлично. Финальный монолог - выше всяких похвал. Все эти "последнее тебе отдавала, а ты, сволочь неблагодарная..." - до боли узнаваемы. Но мне отвратителен тот факт, что человек написал это, хоть и используя другие имена, но не скрывая автобиографичности. Сколько бы ни повторял он потом по разным интервью, что в жизни было не совсем так, что наполовину это вымысел... но сколько человек те интервью прочли, а сколько - книгу?
Следом сразу и фильм посмотрела. Совсем не обязательно к просмотру.

Мария фон Трапп "История семьи певцов фон Трапп"
Фильм "Звуки музыки" я нежно люблю уже много-много лет, но никогда не читала настоящую историю семьи фон Трапп. А это стоит сделать хотя бы для того, чтобы отличать правду от художественного вымысла (хотя, признаться, вымысел мне в данном случае нравится больше))). Романтики в реальности не было, побега через горы - тоже, но было много других чудес и трудностей. Фон Траппы оказались чрезвычайно талантливы и трудолюбивы не только в музыкальной сфере. То они все вместе готовят изделия для ярмарки, то собственноручно дом отстраивают, а вот уже и осваивают кто свиноводство, кто приготовление кленового сиропа... В общем, не удивительно, что наследственный бизнес функционирует и по сей день. А еще жизнь всей семьи тесно связана с религией, и почитание божественного занимает в книге очень много места. Книга читается легко, но я бы все же не назвала автора писательницей - хорошо изложенные события, не более того.

Иван Смирнов "Бухенвальдский набат"
В предисловии сказано, что Иван Иванович Смирнов и не помышлял о мемуарах, хотя многие говорили ему, что это обязательно нужно сделать. В результате прошло время, какие-то детали из памяти неизбежно стерлись, и только из-за разрозненности и нестройности записок я поставила четверку прочитанному. Но чувствую себя при этом глуповато, потому что речь о литературных изысках тут как-то неуместна. Перед нами свидетельство очевидца, солдата, узника концлагеря Бухенвальд и - до того - других лагерей и тюрем. Это реальная история человека, все годы войны проведшего в плену, но не сдавшегося. И рассказ о сотнях людей разных национальностей, сумевших объединиться и спасти себя и товарищей по несчастью. Книга небольшая, основное место в ней занимают воспоминания о лагерной жизни и работе, рассказы о подпольной организации сопротивления, истории отдельных личностей. Нагнетать ужас автор не стал (мне кажется, ему вообще не очень хотелось вспоминать все это, потому и книгу писать отказывался), жестоких сцен мало, да и те описаны буквально в двух словах, без смакования. И я уже думала, что дочитаю спокойно, почти без эмоций, с отстраненно-познавательским интересом. Как бы не так. Память Смирнова могла не сохранить мелочей, но события последних дней лагеря Бухенвальд он не забыл бы никогда. Тот страшный период, когда уже в предчувствии близости краха фашистской Германии весь лагерь с заключенными было решено ликвидировать. И последние страницы с хроникой тех последних дней я читала в таком напряжении, что сердце колотилось, а руки с книжкой тряслись. И не смогла сдержать слезы на отчаянном радиосигнале втайне смонтированного передатчика: "...Передает концентрационный лагерь Бухенвальд. SOS! SOS! Нас хотят уничтожить!.."

Марк Мэнсон "Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо"
Все побежали - и я побежал) К счастью, одолжила у коллеги, а не покупала.
Книга вроде как противопоставляется теориям "правильной жизни", но на самом деле просто предлагает еще одну. И как многие пособия такого типа, содержит идеи где-то здравые, где-то спорные, где-то противоречащие друг другу. Например, автор выступает против позитивного мышления, но ратует за принятие проблем, т.к. их преодоление ведет к чему-то лучшему. А что это, как не то же самое позитивное мышление? Другой пример: не нравящийся автору человек с "ложными" ценностями. Но человек-то с этими своими ценностями счастлив, ему плевать, что кто-то там его мудаком считает. В соответствии с позицией автора, никого и не должно волновать чужое мнение. Ан нет, в данном случае оказывается, что это отрицательный пример. Т.е. все-таки человек должен жить так, чтоб и автора устроило? Содержание доброй половины книжки, на мой взгляд, умещается в эйнштейновское (вроде бы) "Если вы хотите изменить что-то малое в своей жизни - измените отношение, но если вам нужны большие перемены - меняйте мышление". Плюс "Глаза боятся, а руки делают".

Фредрик Бакман "Здесь была Бритт-Мари", "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения", "Медвежий угол"
Как ни прискорбно, вывела, что "Вторая жизнь Уве" (прочитанная самой первой) - это лучшее, что у него есть. И "Бабушка...", и "...Бритт-Мари", и "Медвежий угол" - хороши, каждая по-своему, но - на мой вкус - до "...Уве" не дотягивают.
"Бритт-Мари" - такая же теплая, трогательная и чудаческая история, но она мне все же не запала в душу в той же степени. И один минус, который четко ощущался при прочтении - чересчур, неправдоподобно спотыкающаяся и бессвязная речь всех персонажей.
"Бабушку" читала маленькими порциями, потому что иначе становилось скучно. В целом понравилось, в конце даже всплакнула над собачкой. Интересный ход со сказками, основанными на реальности. Но многовато надоедливых повторов.
"Медвежий угол" поначалу показался неинтересным и довольно-таки противным: много воды, персонажи какие-то отталкивающие, да еще все время то тошнит кого-то, то сопли вылетают, то еще какие малоаппетитные детали. Но потом повествование оживилось и затянуло: эмоции от хоккея, от происшествия, обнажившего все особенности и характеры маленького городка, от порой непредсказуемых реакций героев - все это заставило дочитать книгу единым махом.
Кстати, фильм про Уве я тоже посмотрела. Хороший!

Алессандро Барикко "Такая история"
Ну и книга... Рассказ о мальчике, запечатлевшем свою жизнь в изгибах дороги, и сам похож на извилистую трассу: то ты млеешь от восхищенич и упиваешься каждой фразой, то вдруг резкий поворот и уже думаешь, что это худшая книга Барикко и вообще бред, а потом вдруг подъем, горка, а потом летишь с нее, а потом пробуксовываешь, а затем несешься по прямому отрезку во весь опор... И даже не замечаешь финиша, продолжая по инерции ехать дальше. Не знаю, что можно сказать о сюжете, тут много всего намешано, но знаю теперь, что просто так взять и разочароваться в Барикко не получается, у него всегда есть новый поворот в запасе.

Леонид Филатов "Про Федота-стрельца, удалого молодца"
Слышала о сказке давно, цитаты из нее тоже встречала не раз, но сама только теперь ознакомилась. Проглотила этот шедевр в один присест, поставила кучу мысленных заметок про цитирование на будущее :)
Сразу же и моноспектакль Филатова пошла смотреть. И как он все это помнил и между ролями успевал переключаться?!

Жозеф Рони-старший "Пещерный лев"
Читала из чувства долга, потому что это как бы вторая часть дилогии. Первую книгу, "Борьба за огонь", я прочла в прошлом году специально под книгомарафонный пункт, а вторую тогда отложила. Вот, наверстала.

Владимир Солоухин "Третья охота"
Просто записки заядлого грибника. Где-то научные вставки, где-то кулинарные советы. В целом приятно было почитать на выходе из отпуска, такое маленькое дачное погружение.

У Александры Марининой вышел юбилейный, 50-й роман о Каменской (50-й вообще, а не в рамках цикла) - "Другая правда". Поскольку я обожаю весь цикл и перечитывала его не единожды, то пошла срочно читать этот двухтомник. Не могу сказать, что не понравилось, но все же что-то не то... Но если это последний роман цикла (я не видела нигде соответствующей информации, но уж очень на то похоже), то завершение придумано чрезвычайно умно. Неярко так, спокойно, без драм, трагедий и хэппи-эндов, как бы просто блекнет героиня, растворяется в тени, во времени, в кипучей жизни мегаполиса.

И после детективных "компотов" на Букмиксе я таки дошла и купила себе неоднократно упоминавшегося Франка Тилье. Сперва прочитала книгу вне циклов, "Сновидение". Начало было многообещающее, но быстро стало скучно, концовка с финальными монологами-признаниями разочаровала.
А потом пошел-поехал цикл)) И поначалу с каждой книгой он становился лучше: "Адский поезд для Красного Ангела" получил от меня 3 звезды, "Комната мертвых" - 4, "Медовый траур" и "Фантомная память" - по 5, и "Синдром Е" начинался так хорошо (и я думала как раз после него взять перерыв, "на высокой ноте")... и нна! - в конце автору вдруг приспичило натянуть сову на глобус, да еще и как бы вынудить читателя сразу браться за следующую часть, а в этой следующей части тебе на первых же страницах обламывают все ожидания, вывалив поясниловку, при этом уже не бросишь же читать, раз начала... Ну и в итоге вымучивала я "Gataca, или Проект «Феникс»" с отчетливым неудовольствием, и все эти совместные галлюцинации, шизострадания и истерзанные сердца неспящих-нежрущих-неадекватных-но-самых-умных полицейских раздражали с тройной силой. Так что пока решила от Тилье отдохнуть. Но теперь придется дочитывать, потому что я нежданно-негаданно выиграла его новую книгу)))

Кэтрин Бэннер "Дом на краю ночи"
Совершенно очаровательная семейная сага, действие которой просиходит на маленьком итальянском островке, напоминающая и сказки народов мира и (как я сейчас понимаю) "Сто лет одиночества". Такое легкое, приятное чтиво.

Майя Лунде "История пчел"
Три разных времени, три истории, налет постапокалиптичности. Положительные впечатления: легко и быстро читается, тема необычная, интерес не ослабевает. Отрицательные: каждая история словно ведет-ведет к чему, обещает большее, но не выполняет обещанного. Катарсиса не случается.

Фрэнсис Бернетт "Маленькая принцесса"
Чудесная детская книжка, которую можно спокойно читать и взрослым, не утратившим веру в добро и чудо.

Джоанн Харрис "Пять четвертинок апельсина"
Вот интересно бывает: помню ведь, что когда-то прочитанный "Шоколад" меня разочаровал в сравнении с фильмом, а от "Евангелия от Локи" того же автора я и вовсе плевалась. И тем не менее есть какая-то... магия имени, что ли?.. В общем, нечто, из-за чего мне неизменно кажется, что это хорошая писательница, надо брать. И ведь взяла (за бесплатно, к счастью)! В очередной раз! И снова потратила время скорее зря, чем с пользой.
Сюжет неожиданный, но кульминация мне показалась смазанной. Ожидаешь страшных тайн, а страшнее оказывается все остальное в этой книге. Колючее, неприятное, неприглядное - таким воспринимается происходящее. И словно в насмешку эта несъедобность приправлена яркими и ароматными кусочками - вставками на тему еды, которые, очевидно, удаются писательнице лучше всего.

Терри Пратчетт, Нил Гейман "Благие знамения"
Отличный результат совместных трудов: много юмора, много иронии, много отсылок к самым разным событиям и культурным явлениям. Отдельно умилили детские представления об идеальном мире. И подозреваю, что коллаборацию представителей Небес и Преисподней много кто уже успел "слямзить" именно из этого романа.
Давала себе зарок, что не буду смотреть сериал до прочтения книги. Но сразу после - рванула к экрану)) Очень классно сняли!

Энди Вейер "Марсианин"
Удивительно, как можно сделать книгу отличной, несмотря на кучу плоских персонажей (а это почти все, кроме основного) и неправдоподобную вселенскую сплоченность всех служб, миссий и обывателей. Но чувство юмора и живость изложения всё окупили.

Виктор Гюго "Отверженные"
Главная книга ноября. Во-первых, потому что единственная)) С ремонтными и прочими заботами время на чтение оставалось только в метро, т.е. примерно час в день. Такими темпами читать "Отверженных" можно было еще и весь декабрь, но я напомнила себе, что у меня в рамках марафона еще 5 книг впереди, взяла себя в руки и за последние два ноябрьских дня прочитала столько же, сколько за предыдущие 28.
Это глыба, конечно. Роман, который не охватить с одного взгляда и одного прочтения. Который необходимо по-настоящему и всерьез изучать, обдумывать, перечитывать, цитировать... И сюжет его - лишь одна составляющая, и та не главная. До сих пор, признаться, думала, что Гюго - это в первую очередь "Собор Парижской Богоматери". Как же я ошибалась!

Майн Рид "Всадник без головы"
Не мой отзыв, с которым я абсолютно согласна:
"Надо было читать эту книгу в своё время. Лет в 13. Тогда подобное я очень любила.
Могу понять за что её хвалят. Сюжет закручен, тайна присутствует, красиво написано, за любовную парочку переживаешь конечно (хоть и знаешь, что будут они вместе - никуда не денутся). Но сейчас хочется персонажей посложнее. А то если герой, так из всех героев герой; если злодей, то прям злодейский злодей."
И от себя добавлю. Пейзажи удались автору на порядок лучше описания человеческих характеров. А постоянные монологи героев, всех, как один, думающих вслух, здорово поднадоели. Удивлена, почему именно этот роман назван жемчужиной творчества автора. Прочитанная ранее "Квартеронка" понравилась мне куда больше, темы рабовладельчества, природы и торжества любви и справедливости в ней раскрыты ничуть не менее полно. Разве что нет загадочного безголового всадника, образ которого давно вышел за границы этого романа.

Ну и свеженькое совсем, буквально позавчера прочитанное:
Габриэль Гарсиа Маркес "Сто лет одиночества"
"Жили они долго, несчастливо, а потом умерли", - так я бы назвала рецензию на роман, если бы стала ее писать. Считаю, это тот случай, когда произведение мировой классики во многом обязано своим статусом моде и злобе дня. А еще, конечно, поэтическое название заметно на пользу пошло. Выйди этот роман под наименованием "Дом", отсылок к нему в культуре было бы в разы меньше) Несомненны достоинства романа: жанр, язык, колорит местечковый/ национальный/ исторический, темы цикличности времен и судеб, преходящести, любви и одиночества, старения... Но при всем этом закрываешь книгу с мыслью: "И?.." Восхититься и удивиться нечему; интерес к сюжету теряешь еще после первой четверти повествования (про имена и говорить не буду); латиноамериканские страсти выглядят знакомо (зря, что ли, вся страна сериалами засматривалась?), но оставляют равнодушной (порой даже отталкивают); фатализм мне не близок; психологизм у Маркеса довольно-таки однобокий; а главные темы он настолько разжевал и в рот положил, что пищи для самостоятельных размышлений уже не остается (к любителям пофилософствовать на досуге о тщете всего сущего я не отношусь). В сухом остатке - очередная галочка в списке "прочитать наконец, а то стыдно уже".

imho, tv series, книжное

Previous post Next post
Up