Некоторое время назад нам анонсировали корпоративный поход на выставку рисунков Анатолия Зверева к сказкам Андерсена. Имя художника мне, признаться, ни о чем не сказало (и до сих пор не понимаю, то ли это у меня такой досадный пробел в познаниях, то ли это имя действительно не известно широкой публике... что крайне обидно, учитывая масштаб таланта и легендарность личности), но Андерсен же! А когда мы ходили в Музей Москвы и ждали в холле, пока весь коллектив соберется, я зацепила взглядом симпатичный флаер, и он оказался именно об этой выставке! С тех пор я очень ждала этого похода, потому что мне понравилось и оформление флаера, и его содержание.
И на сей раз ожидания не были обмануты!
"Есть люди особой породы, которые появляются очень редко. Они приходят словно из другого мира и другого измерения. Они не вписываются в установившиеся рамки и нормы, становясь вызовом и демонстрацией обществу, что жить можно по-другому, по-человечески. Они свидетельствуют о мире ином не только своими книгами, картинами и трактатами, но и всей своей жизнью. Таким пришельцем был гениальный русский художник-самородок Анатолий Зверев. Глядя на его картины никогда не скажешь, что его жизнь была не такой как у всех, что у него не было своего дома и семьи. То ли юродивый, то ли сумасшедший, то ли просто гений? Поди разберись." (из
чьего-то блога :))
Музею Анатолия Зверева еще и двух лет не исполнилось. Возможно, поэтому он такой живой и свежий, и работают там настоящие энтузиасты. Экскурсия - будто и не экскурсия вовсе, а прогулка с разговорами. Сам музей - это три компактных комнатки на трех этажах, и все это - мультимедийное пространство, оформленное изумительно как с технической точки зрения, так и с эстетической: без наворотов, но с тонким смыслом, любовью и изобретательностью в каждой мелочи. Я была очарована с первой же минуты, потому что сразу за входной дверью нас встретил мир под толщей воды, пронизанной солнечными лучами. И это, конечно, была "Русалочка". Цитаты из книги на зеркальных стенах, рисунки к сказке в окнах-иллюминаторах, парящие рыбки и затонувший корабль на экране, прозрачные стулья, как бы растворяющиеся в пространстве, и воссозданное то самое: "Вместо земли там был мелкий, голубоватый, как серное пламя, песок, и потому там на всем лежал какой-то удивительный голубоватый отблеск, - казалось, будто витаешь высоко-высоко в воздухе, причем небо у тебя не только над головой, но и под ногами".
Там же нам показали небольшой и очень здорово нарисованный вводный фильм.
Особенно мне запомнилось такое замечание насчет иллюстраций, представленных на этой выставке: что, например, "Русалочку" художник рисовал линиями, плавными, как волна, а "Диких лебедей" - штрихами, колючими, как крапива.
Всего на выставке "рассказаны" четыре сказки, хотя рисунки есть еще и к пятой, но, как грустно пошутили наши гиды, место для "Свинопаса" оставалось разве что во дворе.
На втором этаже уживаются сразу две сказки - "Дикие лебеди" и "Новое платье короля".
"Лебединая" половина украшена вот таким арт-объектом, который периодически оживает и смело летит сквозь любую непогоду.
И даже когда останавливается, упрямо машет одним крылом, в память о том братце, для рубашки которого Элиза не успела сплести рукав.
Из иллюстраций к сказке про голого короля сделали небольшой мультфильм и демонстрируют под шутливую клавесинную мелодию. А между экранами стоит концептуальное творение Андрея Бартенева, которое начинает работать в определенный момент "мультика" (в нашем случае, правда, заартачилось и сработало только со второй попытки). Объект называется "Нити обмана" и просто идеально сочетается и с рисунками, словно бы сотканными из нитей, и с идеей сказки (конструкция работает таким образом, что ничего не ткет, т.е. сплошной обман и никакого платья :)).
Великолепный красный зал на третьем этаже, обманчиво просторный за счет зеркал, переносит посетителей в гости к китайскому императору - в сказку "Соловей".
Механический соловей в роскошной клетке, точь-в-точь, как в сказке, поет и хлопает крыльями, если его завести, покрутив ручку. Но он остается механическим, и теряет завод, и ломается от частого использования.
Полтора часа пролетели незаметно и уходить оттуда совсем не хотелось, несмотря на то, что все, включая сувенирную продукцию, уже было осмотрено. Вот такой маленький сказочный музей, посвященный действительно необычайному художнику, с жизнью и творчеством которого мне теперь очень хочется познакомиться поближе.