Совершенно неожиданно для себя самой пришла к пониманию религии в широком смысле.
Человеку действительно проще и приятнее иметь какую-то систему обоснований того, что же происходит с ним и в окружающей среде. Главная проблема всех общепринятых религий, на мой взгляд, в том, что их базис, на основании которого объясняется мир, совершенно недоказуем и зачастую парадоксален. Вот как докажешь, что именно Высший Разум в лице Бога послал Моисею скрижали? Да и был ли этот Моисей вообще? Обсуждать это можно бесконечно, но узнать правду едва ли человечеству когда-нибудь суждено.
Я была бы и рада принять что-то на веру без доказательств, но не могу, неподходящим образом выучена. Мне вместо религии досталась наука, дама строгая и с характером, вечно мчащаяся вперёд паровоза в неудержимом стремлении что-то кому-то доказать. Но у науки, если рассматривать её как религию, тоже есть слабое место. Пророки. Мало кто из учёных мужей способен внятно проповедовать, жонглируя словами так, чтоб между ними не рвались логические и доказательные цепочки. К счастью такие всё же находятся.
Каждый понедельник я иду в университет как на воскресную мессу, чтобы послушать новую проповедь. Я выхожу после лекций Тиходеева человеком, познавшим истину. Истину о том, как глуп был колобок; о том, насколько сильно жёсткие формы суицида зависят от генотипа человека; о том, какое эволюционное значение имеет эндорфиновый выброс во время секса; о том, почему худые озлобляются; о том, что чистое понятие «личность» применимо пожалуй только к кастрированному самцу мыши; о том, что при одомашнивании лисы советские учёные фактически повторили «in vitro» формирование домашней собаки. Этот список можно продолжать ещё очень и очень долго. И кажется, что все жизненные аспекты можно вот так взять и объяснить с помощью трёхбуквенных генов и запутанных эволюционных деревьев. И в это хочется верить, и, больше того, в это можется верить. Всё это, каждый крохотный факт, каждая песчинка смысла имеет под собой строгое научное обоснование, в котором при желании и наборе определённых базовых знаний можно разобраться.
Кроме того, мне по душе основная концепция психогенетики, заставляющая играть новыми красками запомнившийся с уроков обществознания в школе тезис «человек - существо биосоциальное». Все наши склонности и факторы риска определяют гены, а значит у каждого из нас есть своя определённая почва и опора. Но реализуются ли коварные планы генов - решать самому носителю и тому, что его окружает. И по итогам взаимодействия носителя с его генами мы имеем такой гибкий фатум, от которого многое зависит, но который при этом не отбирает у нас самих бразды правления. На основе этой идеи могла бы действительно вырасти идеальная религия, и мне, возможно, даже было бы не стыдно назвать себя её приверженцем.
Человек, ты не один в этом мире. Твои гены с тобой, и вместе вы со всем справитесь.