Ни убавить, ни прибавить...

May 10, 2011 04:24

http://www.khodorkovsky.ru/publicsupport/quotes/2011/03/29/16049.html

"Новые известия", беседовал Андрей Морозов, 29.03.2011

«Эта роль - моя гражданская позиция»

В субботу в Брюсселе театр «Antverpriza» (Антверпен) показал спектакль «Умом Россию не понять» о процессе над Ходорковским и Лебедевым. Роль Платона Лебедева в спектакле сыграл известный артист Виктор БЫЧКОВ. В интервью «Новым Известиям» он рассказал об этой пьесе, о своей работе над ролью и в чем, по его мнению, глобальный смысл этого спектакля.

- Виктор, как получилось, что вас пригласили на роль Платона Лебедева?

- Я давно знаю режиссера Игоря Лоховинина, который поставил это спектакль. Раньше он жил в Ленинграде, потом уехал в Израиль, а сейчас живет в Антверпене. Игорь давно интересовался процессом Ходорковского-Лебедева, очень много о нем читал, ездил на заседания суда. Его дочь, кстати, один из адвокатов Ходорковского. Когда Игорь предложил мне сыграть эту роль, я сразу согласился.

- Как построена эта пьеса?

- Она начинается с пролога - сценами из Ветхого Завета. Лоховинин долго жил в Иерусалиме, может, это повлияло. Есть сцены общения Ходорковского и Лебедева с корреспондентами. В одной из сцен они общаются друг с другом, хотя известно, что сидели они в разных тюрьмах. В других сценах размышления, попытки понять - за что их судят? Если было воровство, то откуда взялась прибыль? Если они воровали, то с чего платили налоги? Весь текст построен на реальных показаниях Ходорковского и Лебедева в суде.

- Какие еще герои есть в спектакле, кроме вашего героя и Ходорковского?

- Актеры, играющие сцены из Библии, охранников, корреспондентов и толпу зевак, которая кричит: «Вор должен сидеть в тюрьме».

- Как вы определили бы жанр пьесы?

- По сути, пьеса частная человеческая трагедия, но она обретает глобальный смысл.

- Глобальный смысл для России или для мира?

- Конечно, для России.<...>Это же страшно, когда тебя могут бездоказательно посадить на семь, четырнадцать или двадцать пять лет, а потом и еще добавить срок. Ходорковский и Лебедев знают, за что пошли на голгофу, им страшно не за себя, а за родных и близких. Они готовы, что будут и другие процессы. Страшно то, что сто процентов людей, которые занимаются сегодня бизнесом в России, могут оказаться на их месте.

- Вы читали стенограммы процесса, смотрели видеоматериалы, когда работали над ролью Платона Лебедева?

Читал в прессе, слушал новости о процессе на «Эхе Москвы». Иногда мне рассказывали что-то умные люди, к которым я прислушиваюсь и уважаю. Я не подписывал никаких писем, да меня и не просили об этом. Но когда получил текст пьесы, то стал интересоваться подробностями: читал, смотрел видео, стал больше ориентироваться «в материале». Как нормальный актер я должен понимать, о чем буду говорить со сцены

- Какой финал у пьесы?

- Страшный. На сцене остается только скамейка для подсудимых. На ней может оказаться каждый. Так же как и в жизни. В одной из сцен Ходорковского и Лебедева спрашивают: «Как вы считаете, если вас освободят, станут ли вокруг вас консолидироваться люди? Не станете ли вы знаменем борьбы?» Они отвечают: «Мы не хотим быть знаменем». Но все понимают, что стоит их только освободить, как их будут носить на руках и левые, и правые, и средние, и полусредние. Поэтому их и не освобождают. Вот что страшно. Мой герой Платон говорит. «На мой взгляд, из того, что мне известно про историю России, во все времена в России была элита. Просто ее положение, место, роль всегда менялись. Сейчас элита тоже есть. Мы привыкли к тому, что под словом «элита» подразумевается круг людей, который составляет гордость нации. Если брать последний период, последние 20 лет, то у нас к такого рода людям принято причислять Сахарова, Лихачева…Сейчас людей такого уровня не видно. Это не значит, что их нет. Их просто не видно.

-------------------

Какая жалость, что мы в Москве не можем приобщиться к этому культурному событию. Совестливость и рукопожатность актера зашкаливает. А каков интервьюер? "Глобальный смысл для России или для мира?"- сразу видно, что спрашивает интеллигент-интеллектуал.

Почему я ерничаю, спросит меня совестливый читатель... Ведь Ходорковский священен. Да просто тошно видеть как расходуются средства! На что идут деньги уважаемого Ходорковского? Дали б лучше мне, я б его портрет себе на заднице вытатуировал! И то больше пользы было бы!

Какой жалкий и убогий перформанс... Нанимают сперва бездарей с Эха, потом это вот. Тьфу... Пьеса... а дальше что? Цирковое представление с клоунами и воздушными гимнастами? Мультфильм? Балет "Лебедево озеро"? Опера "Ходорковщина"?

И это в то время, когда у Хайкина нет денег чтобы обмотать изолентой древко легендарного плаката! У правозащитника все руки в занозах, а у них театр... Какая мерзость!

Деньги должны распределяться честно. Прозрачный конкурс. С заявками и бизнес-проектами и честной конкуренцией. А не так как сейчас, когда от имени Ходорковского дают деньги всяким прохвостам, которые осваивают их самым наглым образом!

Даешь честные и прозрачные аукционы!

репрессии, Лейбедев, Ходорковский, выбор пути, медицинский факт, свобода, интеллигенция, вековая отсталость, права человека, телефонное право, люди чуткой души, 1000-летнее рабство, узники тоталитаризма

Previous post Next post
Up