(без политики)
С Новым Голом, коллеги. Я тут в честь праздников решил не слишком обычную публикацию сделать. Чисто для души я в своих соцсеьях пишу литературные обзоры на прочитанные книги. И вот подвёл, так сказать, итоги года. Которыми с вами и делюсь. А заодно хочу задать вопрос: интересен ли вам этот формат? И стоит ли мне будущие литературные обзоры дублировать и на этой платформе тоже?
#изба_читальня #итоги
2021: литературные итоги
Категорически приветствую. Как говорят ирландцы: да благословит Господь всех присутствующих. Настало время и мне подводить итоги года. Ну, поскольку я всегда был к этому не склонен, то единственные итоги, которыми я хочу с кем-либо поделиться - литературные. То, что по-настоящему было для души. В прошлом году я их уже подводил, в этом решил продолжить.
2021 год стал люто продуктивным: мною было прочитано 84 книги. Вообще, изначально хотелось прочитать сотню, но всё же я предпочитаю количеству качество. А оно у книг очень часто бывает связано с размером.
Список лучших книг года в этот раз обширен. На каждом месте ТОП-3 их находится по нескольку сразу. Но мы не на Олимпиаде (тем более что в последнее время Олимпиада - не ахти, какой пример) и я не вижу причин ограничивать свой выбор только тремя книгами. Каждая позиция ТОПа - это набор определённых качеств, которым данные книги соответствуют. И они просто находятся там, где должны. К слову сказать, на самих позициях они стоят в том порядке, в котором я их прочитал и абсолютно друг другу равноценны. Итак.
I. Первое место делят:
«ТЫСЯЧА ОСЕНЕЙ ЯКОБА ДЕ ЗУТА» Дэвида Митчелла,
«ВСПОМИНАЯ СИРИ» Дэна Симмонса,
«ДОМ, В КОТОРОМ…» Мариам Петросян.
Это лучшие книги года. Они великолепны. Они недосягаемы. Они прекрасны. Каждая из них стала для меня настоящим открытием.
И захватывающее повествование о жизни голландского путешественника в Японии на излёте эпохи Эдо, в которой жанры меняются со скоростью калейдоскопа: от исторического романа, к романтике, а дальше к динамичному и предельно нуарному мистическому детективу с налётом хоррора.
И яркая, как вспышка фантастическая повесть, которая оказалась одним из лучших романтических произведений, что я читал (по-хорошему ей место и в золотом фонде фантастики, и в золотом фонде романтики).
И самая странная и необычная книга года, жанр которой я даже не берусь описать словами - нечто многослойное и глубокое, как тёмная ночь (автор писала эту книгу 20 лет и больше с тех пор не написала ничего).
II. Второе место занимают два мистических романа - абсолютно разные, от абсолютно разных авторов, из абсолютно разных времён. Даже написаны они по-разному: один в прозе, другой в стихах.
«1Q84» («Тысяча невестьсот восемьдесят четыре») Мураками Харуки,
«ФАУСТ» Иоганна Вольфганга Гёте.
Первая: предельно странная, но запредельно захватывающая и берущая за душу очень японская история о параллельных мирах, чуждых существах и о расстоянии между человеческими сердцами, которое не измеряется числами.
Вторая: абсолютный шедевр мировой литературы, который я даже описывать не стану. Как мне написали в комментариях: «Ощущение, что ты прикоснулся к сокровищу». И это реально так и есть.
III. На третьем месте тоже три книги:
«ХРОНИКИ СТРАНСТВУЮЩЕГО КОТА» Хиро Арикавы,
«БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ» Чарльза Диккенса,
«ОСТРОВА В ОКЕАНЕ» Эрнеста Хемингуэя.
Невероятно трогательная и невероятно драматичная история о путешествии человека и его кота по Японии (а ещё по времени и воспоминаниям).
Роскошнейший роман моего любимого классического автора (яркое подтверждение того, что круче литературной классики ничего нет).
И последний, самый большой и самый пронзительный роман Хемингуэя, опубликованный уже после его смерти и обрывающийся на полуслове так же, как его жизнь.
Гран-при за лучшее фантастическое произведение:
«ДЮНА» Фрэнка Герберта.
Я перечитал её перед просмотром фильма, и да - она по-прежнему лучшая. А конкуренты у неё были мощнейшие: «Князь Света» Роджера Желязны и «Герои» Джо Амеркромби. Она не без труда, но всё же их победила. Мои аплодисменты.
Что же до худшей книги года, то здесь у нас, наоборот, абсолютный лидер, оставивший всех глотать пыль позади. Я б даже сказал, что это худшая книги лет за десять:
«АТЛАНТ РАСПРАВИЛ ПЛЕЧИ» Айн Рэнд.
Знаете, более упоротой и бездарной графомании я в жизни не видел. Она хуже даже японских ранобэ для пубертатных подростков, которые я как-то раз попытался читать интереса ради. Полнейший шлак. Хотя, кое-что полезное в оной макулатуре всё же есть: она - универсальный тест на м*дака. То есть если кто-то вдруг говорит вам, что сие ему нравится: даже не сомневайтесь в том, что перед вами м*дак. Причём, м*дак королевский. Отборный и породистый м*дак. А в чём это проявляется - в интеллекте или в моральных качествах - это уже подробности, выяснять которые я вам не советую. Ну, в самом деле, оно вам надо?
Литературных обзоров в ушедшем 2021 году мной было написано 48. Если есть желание приобщиться - ссылки ниже. С новым Годом, друзья! И с наступающим Рождеством Христовым.
(ссылки на обзоры в первом комментарии)
Канал автора в Telegram:
http://t.me/RastaPavelБлог автора на "КОНТе" -
https://el-pablo.cont.ws/Группа "В контакте" -
http://vk.com/russkoe_gosudarstvoГруппа на "facebook" -
http://www.facebook.com/groups/RussRevo/Инстаграм -
https://instagram.com/shakespeare1976/