Тема коронавируса уверенно и надолго заняла доминирующее положение в мировой повестке. На её фоне на многое перестали обращать внимание. Тем не менее, в глобальном обществе идут и иные процессы. Часть которых была временно притушена пандемией. Часть видоизменилась под её действием. А часть продолжает идти не смотря ни на что. И многое из этого имеет на перспективу очень большое значение. К числу подобных тем, несомненно, относится наметившаяся тенденция отхода от либерализма минувших нескольких десятилетий. Во много, реакцией именно на этот процесс является нынешний глобальный левацкий бунт, упакованный в обёртку “blm”, временно деморализовавший консервативную часть США. Но стабильным очагом данного процесса сейчас является Восточная и Центральная Европа.
Так что же представляет из себя её консервативная реакция? И может ли она быть способна решить те проблемы, которыми реально вызвана?
Свет, который погас
«Рано или поздно у любого общества наступает точка кипения. Вопрос в том, как быстро до неё дойти» - так сказала Каталин Новак, государственный секретарь Венгрии по вопросам семейной политики, в своем выступлении на ежегодном собрании консервативно-фундаменталистского Всемирного конгресса семей в Будапеште в мае 2017 года. А ещё она сообщала о реакции представителей ООН на позицию венгерского правительства в отношении однополых браков: «Они просто пытаются унизить нас, считая, что имеют право учить жизни нашу страну. Но им следует понять, что нам не следует читать нотации».
И эти слова Каталин Новак как нельзя лучше иллюстрируют основную мысль книги Ивана Крастева и Стивена Холмса «
Свет, который погас». По мнению авторов, именно социально-психологические последствия принятия на себя роли «вечного подражателя» выслушивающего поучения, Восточной и Центральной Европой по отношению к Западу после 1989 года, стали одной из причин поднимающейся сейчас столь мощной волны отторжения либеральных ценностей этого Запада.
Крастев и Холмс утверждают, что восточноевропейские антилиберальные правители - это глубоко прагматичные стратеги, которые хотят укрепить свою власть, предлагая избирателю определенную интерпретацию мира. Однако авторы справедливо говорят, что мало толку изображать их «продажными злодеями», которые каким-то образом «околдовывают» свое население. Что бы ни утверждали на эту тему либеральные СМИ - данное население отнюдь не слепо. Причины такого массового отхода от европейского либерализма в странах т. н. «новой Европы» авторы видят в многолетних унижениях, связанных с упорной борьбой за то, чтобы стать в лучшем случае чьей-то «дешёвой копией». Ценой за что станет утрата собственной идентичности в обмен на те самые «ценности», получить которые восточные европейцы не так уж и жаждут. Недовольство таким «переходом к демократии» ещё более подогревалось приезжими иностранными «оценщиками», имеющими минимальное представление о местных реалиях, но при этом бесконечно высокомерных.
В итоге, по словам авторов, для огромной части населения Центральной и Восточной Европы борьба за консервативные ценности чисто психологически начала становиться борьбой за собственное достоинство.
С чем пришёл либерализм?
Это тем более серьезно, что в глазах многих восточных и центральных европейцев Запад уже не является тем, чему они стремились подражать: гаванью экономической стабильности и процветания. И тем более он больше не является моделью для ясной, традиционной европейской идентичности или даже христианских ценностей. Вместо этого «секуляризм, мультикультурализм и однополые браки» теперь внезапно навязываются им, как «нормальность». И именно в этом им рекомендуют «догнать Европу» те, что, по выражению Каталин Новак, «читают нотации».
Вдобавок всё осложняется тяжелейшим вопросом миграции, в том числе и внутриевропейской: восточные европейцы не забыли, как им были не рады в западной части старого континента. В то же время, отношение к выходцам из Африки и Ближнего Востока через некоторое время оказалось в корне иным. Что так же не способствует принятию нынешних европейских ценностей.
И говорить о том, что либерализм - это всего лишь «защита прав и свобод человека» на государственном и общественном уровне уже, в общем-то, бесполезно. Потому, что такой «классический» либерализм пришёл в регион рука об руку с другой формой либерализма: экономическим и политическим неолиберализмом. Корреляция между их приходом и нестабильностью жизни, отсутствием перспектив, социальной изоляцией и материальной ограниченностью в сознании жителей этой части Европы закрепилась чётко, предопределяя рост их приверженности к консервативно-националистическим ценностям и политическим проектам.
Кроме того, жизнь среднего европейского гражданина отнюдь нельзя назвать простой. На самом деле, даже высокие темпы роста или низкий уровень безработицы мало что говорят об истинных условиях жизни в странах и о том, каковы возможности их жителей на самом деле вести достойную жизнь.
Либеральная реальность
При всём кажущемся высоком уровне жизни, более важно отметить, что каждый десятый житель Чешской Республики и каждый пятый житель Словакии имеют критически большие долги. Когда же группа экспертов подсчитала прожиточный минимум для Чешской Республики в 2019 году - сумму, которая позволила бы кому-то оплатить все свои обычные расходы - результат показал, что более половины экономически активных людей не зарабатывают необходимую ежемесячную валовую сумму около 1240 евро. То есть по факту половина населения Чехии живёт в ситуации скрытой бедности. Есть много других примеров, свидетельствующих о реальном качестве жизни в регионе. Иными словами, жизнь за пределами красивой картинки поверхностных неолиберальных макроиндикаторов чрезвычайно ненадежна и неопределенна.
И если говорить не о некоем «классическом», а о реально существующем европейском либерализме, то на данные аспекты жизни ему, как явлению, глубоко наплевать. От его имени были введены гражданские права и права человека, но социальные права систематически игнорировались. И причина здесь проста и банальна: низкие социальные стандарты в странах с низкой заработной платой приносят пользу западному капиталу. В итоге капитализм с такой жесткой неолиберальной повесткой привел к распаду существующих общественных связей, включая семейные. Либерализм же, кроме того, ещё и потребовал, по сути, борьбы всех против всех: женщин с мужчинами, меньшинства с большинством и так далее, что повело общества бывших социалистических стран к тотальному разобщению и атомизации. При этом системы социальной поддержки, существовавшие до 1989 года, наряду с наследием социалистического периода были объявлены исторической ошибкой. Неудивительно, что на этом месте в итоге возникла концепция консервативного государства, так пугающая западноевропейские либеральные умы.
И вот уже право-консервативные популисты Восточной и Центральной Европы вводят щедрые социальные программы, которые также существенно способствуют восстановлению долиберальной системы. Стоит подчеркнуть: именно правые, крайне далёкие даже от классических левых. Например, правительство «PiS» в Польше ввело самую крупную с 1989 года схему перераспределения национального богатства, так называемую программу «Семья 500+», которая гарантирует выплату пособий в размере около 150 евро в месяц на ребенка семьям с более чем одним ребенком (с июля 2019 года она распространяется даже на первого ребенка). Таким образом, в первые годы после начала её реализации в 2016 году уровень бедности польских семей с детьми был значительно снижен.
На зачастую такие программы попросту высмеиваются Западом, а также местными либеральными элитами, как «взятки глупым избирателям». Такое в особенности свойственно представителям нынешнего модного либерального тренда - либертарианства. Подобная позиция, помимо откровенной политической ущербности, ещё и не позволяет осознать, что всё имеет сложные причины, включая и то, что европейские либеральные элитарии называют «популизмом». Что некоторые из этих причин носят социально-психологический характер, другие коренятся в материальных потребностях, в кроющейся за ярким фасадом жизненной нестабильности и реальной экономической асимметрии в Европе. Тот, кто этого не понимает, может сколько угодно без всякого результата разглагольствовать по поводу дальнейших «ограничений свободы» в этих странах и негодовать из-за отсутствия сопротивления со стороны населения. Либералы в Восточной и Центральной Европе, как помещики в России двухсотлетней давности - ужасно далеки от народа.
Сейчас там уже вполне очевидно сложился образ либерализма, как некоего пугала. Большинством населения он воспринимается, как институционализированное лицемерие со стороны элит (местных и общеевропейских), которые навязывают обществу громоздкую и неблагодарную культурную и цивилизационную имитацию Запада, в то время как экономическое неравенство продолжает нарастать.
При этом необходимо признать и другое: новый европейский консерватизм обозначенных проблем не решает...
Текст полностью на портале "Родина на Неве":
https://rodinananeve.ru/konservativnoe-vosstanie-evropy/ Канал автора в Telegram:
http://t.me/RastaPavelБлог автора на "КОНТе" -
https://el-pablo.cont.ws/Группа "В контакте" -
http://vk.com/russkoe_gosudarstvoГруппа на "facebook" -
http://www.facebook.com/groups/RussRevo/Инстаграм -
https://instagram.com/shakespeare1976/