BREXIT: Новые друзья Бориса Джонсона

Jan 18, 2020 14:59

Несмотря на сокрушительную победу на британских выборах, получивший убедительную поддержку внутри страны премьер-министр Борис Джонсон прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что на внешнем фронте у него лично и у его «правительства Brexit» всё складывается отнюдь не так хорошо. И, на данный момент, на старом европейском континенте союзников у него практически нет. По крайней мере среди тех, кто стоит у власти в странах Евросоюза. Удивительного в этом нет ничего - Brexit вряд ли поддерживается кем-то из них.

В этой ситуации новое британское правительство находит союзников за пределами объединённой Европы. И этот процесс трудно назвать непродуктивным. Что политически связывает премьер-министра Бориса Джонсона и президента Дональда Трампа? Какие общие интересы стоят за их очевидно оформляющимся геополитическим альянсом?

Крепкая мужская дружба

После того как его друг Борис Джонсон выиграл выборы и обеспечил себе пять лет на посту премьер-министра, а Консервативная партия получила значительное большинство в парламенте, президенту Дональду Трампу явно есть чему порадоваться. Верный своей привычке, Трамп быстро написал в Твиттере об этой новости: «Поздравляю Бориса Джонсона с его великой победой!». Он опубликовал сообщение рано утром в пятницу, когда стало ясно, что консерваторы выиграют более 360 из 650 мест в Палате общин после кампании, которая имела все шансы «прекратить Brexit».



А несколько часов спустя было уже вполне определённо сказано: «У Британи и Соединенных Штатов теперь развязаны руки, чтобы заключить новую крупную торговую сделку сразу после Brexit. И эта сделка потенциально может быть гораздо более крупной и прибыльной, чем любая, которая может быть заключена с Европейским Союзом».

Это вполне очевидная возможность для США и Великобритании сблизиться экономически, и Трамп неоднократно предлагал ускорить данную торговую сделку. Теперь Британия, наконец, находится на пороге реального выхода из ЕС уже в январе. А Дональд Трамп никогда не являлся поклонником Евросоюза и поддерживал Brexit с самого начала.

Более того, результаты консерваторов в Британии способны также дополнительно поднять боевой дух самого Трампа перед его собственными выборами 2020 года. Как минимум, глядя на пример того, как консервативно-популистская и откровенно националистическая предвыборная кампания Джонсона, шедшая по сценарию правых сторонников Brexit, нанесла тотальное поражение левой Лейбористской партии и ее лидеру евросоциалисту Джереми Корбину.

Во многом именно это и стало причинами «настоящей мужской дружбы» между Джонсоном и Трампом. Которая теперь будет определять очень многое на протяжении, как минимум, следующего года.

Право большинства

Впрочем, существуют и иные возможности развития событий. Прошедшие выборы изменили политический ландшафт Британии больше, чем могло бы показаться со стороны. Как ни парадоксально, но сильное консервативное большинство значительно увеличивает шансы на более «мягкий» Brexit. И это не менее парадоксально может осложнить намечающийся стратегический альянс Джонсона и Трампа, так как может означать, что Вестминстер теперь имеет возможность, всё же, предпочесть Брюссель Вашингтону, несмотря на все усилия, предпринимаемые нынешней вашингтонской администрацией.

Такая вероятность существует потому, что Борис Джонсон теперь куда меньше зависит от жестких консерваторов из партии «Brexit» в парламенте. Эта относительно небольшая группа законодателей обладала значительным влиянием при последнем консервативном правительстве до выборов, так как именно она обеспечивала ему большинство. Теперь же вопрос большинства для нынешнего британского премьера не актуален вовсе. Он в полной мере обладает «правом большинства».

По мнению профессора Роберта Сингха, эксперта по американской политике из Лондонского университета, сильное большинство премьера Джонсона после многих лет «подвешенных парламентов» и политической слабости наконец-то позволяет стабильному правительству большинства планировать свою деятельность на полные пять лет каденции. Теоретически, конечно, это делает торговую сделку с США более вероятной, но теперь очень многое зависит от того, будет ли Борис Джонсон реализовывать вариант «мягкого выхода» или нет, и если да, то насколько последовательно. Хотя, по мнению профессора Сингха, это ещё далеко не факт.

Таможенный союз

Нынешний вариант сделки по Brexit, поспешно согласованный Борисом Джонсоном перед выборами, по сути устраняет Великобританию от таможенного союза ЕС, который позволил бы Вестминстеру заключать соглашения о свободной торговле с другими странами по всему миру, независимо от того, есть ли у них сделки с Брюсселем. И возможность изменить такое положение вещей - это не то, что новое британское правительство будет отметать с порога. Британия намерена выйти из ЕС уже в январе, когда она вступит в переходный период, в течение которого между Вестминстером и Брюсселем пройдут переговоры о заключении соглашения о свободной торговле. Именно здесь у Джонсона появится возможность смягчить условия Brexit.

В любом случае, Великобритания не может торговать без трений одновременно как с США, так и с Евросоюзом, потому что Вашингтон и Брюссель не имеют собственного соглашения после провала переговоров о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве несколько лет назад.

Просочившийся правительственный документ Великобритании, озвученный оппозиционной Лейбористской партией во время избирательной кампании, подробно описал переговоры между британскими и американскими торговыми посредниками по достижению соглашения после Brexit. Согласно этому документу, торговый представитель США ясно дал понять, что если Великобритания привержена Таможенному союзу ЕС и единому рынку, то соглашение о свободной торговле между США и Великобританией будет «не приоритетным».

В настоящее время Великобритания находится на пути выхода из Таможенного союза. Но в ближайшие месяцы она может изменить своё решение, придя к выводу, что в её интересах оставаться в Таможенном союзе и поддерживать стабильную торговлю с обширным внутренним рынком ЕС, на который приходится около половины торговли Великобритании.

Альтернативой является установление строгих таможенных проверок между Великобританией и ЕС. Именно таков будет торговый барьер, который принесёт более жесткий Brexit. Либо же Вестминстер должен пожертвовать возможностью более свободной торговли с США и другими странами для облегчения доступа к единому европейскому рынку. Выбор не из лёгких, но делать его Британии придётся уже в ближайшие месяцы.

Здоровье нации

Известно, что Джонсон считается другом и даже политическим двойником Трампа, и, вероятно, его ближайшим европейским союзником. Таковы отношения, мотивированные, с точки зрения Джонсона, не только личной симпатией, но и реальной политикой. И он более других в Великобритании готов потворствовать США, если это означает получение того, что он хочет.

Но, помимо вопросов Таможенного союза, у Джонсона есть ещё более сложная политическая проблема внутри страны, которая в полной мере была озвучена в предвыборных дебатах по поводу NHS - британской Национальной службы здравоохранения, финансируемой налогоплательщиками, которая бесплатно оказывает медицинские услуги британцам. В нынешнем виде она так же может являться препятствием для торговой сделки, обещанной Трампом после Brexit.

Вопрос об NHS является серьезной проблемой для британских избирателей - одной из священных коров политики Великобритании. И консерваторов часто обвиняют в попытке её приватизировать, сделав медицинские услуги коммерческими. Лейбористы обвинили Джонсона в попытке продать NHS американским корпорациям в ходе торговых переговоров с Вашингтоном. Борис Джонсон в ходе дебатов отрицал это и говорил, что NHS никогда не будет частью какой-либо сделки. Трамп также сказал, что он не хотел бы иметь ничего общего с NHS, но очевидно, что во время торговых переговоров на столе будут все карты, включая службу здравоохранения. Такой огромный рынок интересует американские корпорации вне зависимости от любых заявлений Дональда Трампа.

Впрочем, несмотря на опасения избирателей по поводу NHS, консерваторы выиграли места у лейбористов (хоть в плане службы здравоохранения избиратель и доверяет им больше) в ключевых районах в северной и центральной Англии, где население, не смотря ни на что, решительно выступает за Brexit. Так что если Дональд Трамп изменит свое мнение о NHS под давлением американских медицинских концернов, это может стать большим испытанием для его отношений с Борисом Джонсоном и поставить под вопрос заверения премьер-министра в том, что под его руководством службе здравоохранения не угрожает приватизация. Кроме того, добавление NHS к торговым переговорам также поставило бы под сомнение большинство Джонсона в парламенте, сформированное из большого количества мест от бывших лейбористских округов. А бывшие избиратели лейбористов, которые на этот раз проголосовали за консерваторов, будут внимательно следить за этими переговорами, а также за тем, как ведут себя их новые консервативные депутаты. В Великобритании очень даже есть обратная связь между законодателями и теми, кто их избирал. И, в отличии от многих других стран, там это не пустой звук.

Тревожный симптом

Неспособность провести всеобъемлющую торговую сделку между США и Великобританией в парламенте может вынудить Вестминстер вновь вернуться к Брюсселю по вопросам торговли и, следовательно, означать более «мягкий» Brexit. В этом случае «великий поворот к Вашингтону», обещанный многими брекзитистами, будет отменен. Или, как минимум, очень серьёзно осложнён.

Неясно, как Трамп отреагирует на то, что Великобритания отвергнет его публичные предложения ускорить большую и прибыльную торговую сделку. Но, по крайней мере, Твиттер президента красноречиво даёт понять, что он не примет это хорошо. Тем не менее, для него укрепление Бориса Джонсона у власти является благом в любом случае. Ведь, помимо вопроса о торговле и ослаблении ЕС в результате Brexit, результаты выборов в Великобритании также являются тревожным звонком для американских «прогрессистов». В их стане существует дискуссия между теми, кто утверждает, что только умеренный может победить Трампа, и другими, кто говорит, что радикальная альтернативная платформа - это путь к победе над ним в 2020 году.

Трамп, который переживает трудности внутри страны, получает серьёзную моральную поддержку от победы Джонсона на фоне популистской кампании за Brexit, основанной на националистических настроениях и желании «сделать Британию великой снова». А вот бывший вице-президент Джо Байден, наиболее вероятный сейчас конкурент Трампа на выборах, получил от ошеломляющего поражения Корбина (худшего провала Лейбористской партии с 1935 года) весьма недоброе предупреждение. На недавнем благотворительном вечере в Сан-Франциско Байден, констатируя полевение собственно Демократической партии США, отметил, что движение их коллег британских лейбористов «так далеко влево» ничего не дало, и тот факт, что Джонсон, который является своего рода физическим и эмоциональным клоном президента Трампа, даже при этом способен победить, является настоящим шоком.

Шок у леволиберальных политиков вызывает в его победе ещё очень многое. Например то, что на неё не повлияли, по их словам, «откровенно расистские» высказывания Джонсона. К примеру, описание черных африканцев как «размахивающих флагами негритят» (именно так: он использовал довольно уничижительное слово «piccaninnies») с «арбузными улыбками», а мусульманских женщин в паранджах как «почтовых ящиков». Он даже ухитрился довольно иронично высказаться о «самом святом» - о геях. И после всего этого он взял и победил.

Кампания Джонсона была высмеяна его критиками, как «трампианская». Но он победил, и победил по-крупному, несмотря на радикально «прогрессивную» оппозицию, обещавшую подлинные перемены. И это действительно очень тревожный симптом для коллег его противников по другую сторону Атлантического океана. По мнению профессора Сингха, во многом его избрание было больше связано с вопросами идентичности, нежели с экономикой или правами человека, на которые напирали лейбористы. И ситуация в США может оказаться очень похожей.

И если через год его успех повторит Дональд Трамп, то вне зависимости от того, чем окончится история с новым соглашением о торговле, мир увидит новый очень мощный внешнеполитический альянс правых консерваторов. Трудно сказать, хорошо это будет или плохо. Но это однозначно будет очень сильно отличаться от всего, что имело место за последние десятилетия.

(с) Павел Кухмиров.

Текст на сайте газеты "Завтра": http://zavtra.ru/blogs/brexit_novie_druz_ya_borisa_dzhonsona

Канал автора в Telegram: http://t.me/RastaPavel
Блог автора на "КОНТе" - https://el-pablo.cont.ws/
Группа "В контакте"   -   http://vk.com/russkoe_gosudarstvo
Группа на "facebook"  -   http://www.facebook.com/groups/RussRevo/
Инстаграм  - https://instagram.com/shakespeare1976/

Трамп, brexit, Великобритания, геополитика, экономика, политика

Previous post Next post
Up