Усадьба Карамана

Sep 08, 2013 17:52



О Тахире Карамане, одном из крупнейших хайфских предпринимателей 30-40-х годов прошлого века, успешно сотрудничавшем с евреями и англичанами и трогательно дружившем с архитектором Моше Герстелем, знают наверно все, кто интересовался историей Хайфы. А может быть, и не все. Я как-нибудь потом о нем напишу. Хотя уже немало написано. Интереснейшая личность. Но сейчас я о другом. Об усадьбе Карамана. До последнего моего похода в Хайфский архитектурный музей я о ней ничего не знал.


О музейной выставке (она, напоминаю, вот-вот закончится) я немного писал тут http://alldubin.livejournal.com/28259.html. Я бродил между стендами, рассматривал фотографии и в пол уха слушал Валида Каркаби - куратора выставки, начальника хайфского управления по охране памятников истории и архитектуры, в очередной раз (телевизионный ролик крутится постоянно) рассказывавшего о еврейско-арабском архитектурном сотрудничестве. И тут, как мне показалось, я уловил в рассказе слова «Усадьба Карамана» («Хават-Караман») и «Ибтин» - есть такая арабская деревня неподалеку от Хайфы, по дороге к новому кладбищу.
Смотреть ролик с самого начала не хотелось, и я потом просто позвонил Каркаби и спросил, правильно ли и что именно я расслышал.
Он подтвердил, что расслышал я правильно, и что речь шла об усадьбе семьи Караман рядом с деревней Ибтин, где и сейчас проживает эта семья. Он даже попытался связать меня с Суад, проживающей в усадьбе уже очень пожилой племянницей Карамана, но потом что-то не сложилось, и Каркаби переадресовал меня Яиру Сафрану, специально занимавшемуся этим вопросом. И поехал я в Кирьят-Хаим, на встречу с Сафраном.
Принял он меня замечательно, рассказал об усадьбе, показал фотографии и переслал мне по почте статьи, написанные им совместно с д-ром Тамиром Гореном из Бар-Иланского университета. Пользуюсь случаем выразить Яиру мою искреннюю признательность.
Многое из ниже написанного и базируется на этих статьях, а также - на опубликованной в Нидерландах работе Валида Каркаби и Ади Ройтенберг «Караман и Герстель», посвященной хайфской архитектуре в период британского мандата. Ади любезно переслала мне эту работу, за что я ей чрезвычайно признателен.

После принятия Оттоманской империей нового земельного законодательства в 1858 году земли в Палестине довольно быстро стали переходить в частные руки. Уже к Первой мировой войне незначительному числу богатых арабских семей принадлежало около 75% земель. Израильтянам наиболее известно проживавшее в Ливане семейство Сурсук, которое приобрело огромные участки в Изреельской долине, а позже перепродало их еврейским поселенцам. Земли не только приобретались, но иногда и просто захватывались. Состоятельные арабские семьи «вторгались» на незанятые участки, а потом, задним числом оформляли свои права у турецких властей в обмен на обязательство обрабатывать участки и платить земельные налоги. Мне это чем-то напомнило поселения «Хома у-мигдаль».

Но вернемся к нашему герою. Хадж Мухаммад Тахир Караман происходил из бедной шхемской семьи, перебравшейся в Хайфу. Со временем он основал целую бизнес-империю, насчитывающую множество самых разных предприятий.

Тахир Караман. Портрет работы Моше Герстеля



Жителям Хайфы наверняка известны мрачные корпуса бывшей табачной фабрики, один из которых напоминает средневековый замок на улице Бар-Иегуда в Нижнем городе. Одним из владельцев фабрики и был Караман. Во времена расцвета тут работало около 500 человек. Эта фабрика была в свое время одним из крупнейших предприятий Палестины.



И с евреями Караман активно сотрудничал. Ему, в частности, принадлежала доля в хорошо известной и поныне компании «Эвен ве-сид». А фабрика «Элит», как бы сейчас сказали, купила у него патент на производство халвы. Его личным другом был мэр Хайфы Шабтай Леви (сам Караман был его мусульманским заместителем) и Давид Ха-Коэн, управляющий «Солел Боне».

Об усадьбе. Возможно было бы правильнее назвать ее сельскохозяйственной фермой, поскольку Караман обустроил ее на промышленной основе с применением самых современных на то время (конец 20-х годов) способов производства. А если исходить из размеров фермы, то ее можно уподобить бразильской фазенде, в местных масштабах, разумеется. В некоторых источниках утверждается, что ее площадь составляла 8000 дунамов.
Караман отказался от услуг поденщиков, сезонных рабочих, феллахов, которые расплачивались с хозяином частью урожая. Вместо них он нанял постоянных работников за постоянную же зарплату, и они должны были строго выполнять полученные распоряжения. Караман рассматривал ферму как промышленное предприятие, немало перенял у еврейских соседей в Кфар-Хасидим и в кибуце Ягур и даже послал двух членов семьи учиться сельскому хозяйству в школу «Кадури» у подножья Тавора.

На территории усадьбы была построена роскошная вилла (архитектор - все тот же Моше Герстель), в гостиной которой за обеденным столом могли разместиться около 100 гостей. Здесь часто бывали высокопоставленные чиновники британской администрации. Руководители еврейского ишува, крупнейшие арабские общественные деятели и коммерсанты.



Когда в Кфар-Хасидим было проведено электричество, Караман обратился к Пинхасу Рутенбергу, основателю «Хеврат ха-хашмаль» и попросил электрифицировать и его ферму.
На территории фермы были возведены современный коровник, дома для рабочих и их семей, мечеть, школа и промышленные корпуса. Вот это - мечеть. Она действует до сих пор. В мечети хорошо, там кондиционер:)









Рядом с усадьбой постоянно жила и обслуживала работников медсестра, сюда регулярно приезжал врач из Шфарма. Тут же находился магазин, где работники могли приобрести все необходимое. Для быстрой поставки продукции в Хайфу было проложено шоссе.
В 1934 году английская администрация привезла в Палестину 24 трактора. 20 из них были переданы еврейским поселениям, 4 - арабским, один из них получила ферма Карамана. Карман построил электрифицированный птичник и завез из Голландии коров элитных пород. Летом коров перевозили на принадлежащий Караману участок в Неве-Шеанан, так что может быть и мой дом построен на том месте, где когда-то паслись карамановы буренки:)
Тут же, на ферме, действовала пасека, завод по производству масла, сыроварня, завод по производству халвы и предприятие по производству варенья из плодов рожкового дерева. Неподалеку Караман построил одну из крупнейших в регионе мельниц.

Продукция фермы продавалась в магазине, открытом в Немецкой колонии в Хайфе (на улице Ха-Ганим). В сезон на ферме работали сотни человек, которыми руководили специалисты - как местные, так и из-за рубежа.

Ферма действовала таким образом до 29 ноября 1947 года. После решения ООН о разделе Эрец-Исраэль на два государства сюда из Хайфы переехала вся семья Карамана. Давид Ха-Коэн посоветовал Караману ни в коем случае не покидать ферму и не уезжать из страны. В конце концов Тахир решил отправить женщин и детей в Бейрут, а сам с мужчинами остался. На протяжении всей войны Караманы и все жившие на ферме оставались нейтральными. И все же в разгар боев десятки работников фермы были арестованы, что означало для Кармана катастрофу ввиду отсутствия минимально необходимой рабочей силы. Караман обратился к старинному другу. Давиду Ха-Коэну. И тот не поленился поехать к Бен-Гуриону, чтобы получить разрешение на освобождение арестованных работников. А мэр Хайфы Шабтай Леви добился специального разрешения на ежедневный беспрепятственный проезд Карамана, заместителя мэра, в город. Позже по специальному разрешению министра иностранных дел Моше Шарета семье Карамана разрешили вернуться из Ливана.

На этом история Тахира Карамана заканчивается. После 1948 года ему пришлось продать дома в Хайфе и предприятия, чтобы расплатиться с долгами, накопленными во время войны. Большая часть земель была продана соседним еврейским поселениям, и империи Карамана пришел конец.
Тахир Караман умер в 1952 году и похоронен на семейном кладбище на территории усадьбы. В последний путь его провожали и арабы и евреи.

Кладбище







Члены семьи Карамана до сих пор проживают в старинной вилле, а промышленные здания частью разрушены, частью сдаются в наем мелким предприятиям.

Вот такая история. И конечно я захотел побывать в усадьбе. Яир Сафран объяснил мне, как туда добраться и даже позвонил внуку Караману, тоже Тахиру, и попросил разрешения на мой визит. Тахир ответил, что приехать и осмотреть усадьбу я могу, но что в связи со мной он не заинтересован. Что ж, его можно понять.
Ныне усадьба - частное владение с предупреждающим знаком на въезде. Поскольку разрешение на осмотр было получено, я въехал. Но внутрь виллы не заходил - там живут, а желанным гостем я не был.

Могила Тахира Карамана



Хайфа

Previous post Next post
Up