Reading log - 2021

Dec 18, 2021 21:13

Об итогах года и пессимистичных прогнозах на будущее поговорим потом, если будет настроение. А пока поделюсь кое-какими книжными удачами и неудачами.

Начну с литературы не слишком серьёзной - с детективов. Открыл для себя Тану Френч, прочёл "The Likeness" - "Сходство". Тана несколько занудна - всё время чтения кажется, что книжку можно было бы ужать в два раза - но мастер высокого класса, этого не отнять. Закрученность сюжета и блестящие психологические портреты почти на уровне гениальных детективов Роулинг. Для подъёма настроения читателей приведу одну цитату, ничего не спойлерящую. Главная героиня - полицейская прибывает на место преступления и видит там своего прежнего коллегу из другого отдела, которому вроде как на этом месте делать нечего. Своё удивление героиня выражает так: "Fuck me briefly, Frankie, what are you doing here?!" Интересно, что в русском переводе :)

Продолжил также пробираться сквозь хитросплетения биографии Харри Холе, любимого детища Ю Несбё, одолел ещё пару книжек. Тут ощущения очень противоречивые. С одной стороны, после чтения Несбё хочется принять рвотный порошок и горячую ванну, настолько омерзительно всё описанное. С другой - автор вызывает у читателя почти наркотическую зависимость; я прекрасно понимаю, что всё равно буду читать его ещё.

Переходя к серьёзной литературе, начну с неудачи года - Кадзуо Исигуро, "The buried giant" ("Погребённый великан"). Странная смесь исторического романа, фэнтэзи и детектива (Исигуро явно с уважением относится к "Имени розы" Эко) получилась как-то ни о чём. Т.е. поверхностная мораль налицо, и для многих авторов этого было бы достаточно, но от создателя гениальных "Остатка дня" и "Не отпускай меня" ждёшь большего. Ладно, и на солнце бывают пятна.

Если говорить о смеси жанров, то в этой категории снова блестяще выступил Алексей Иванов. Когда-то я восхитился его "Пищеблоком", на сей раз порадовали "Псоглавцы". Тут вам и роман ужасов, и деревенская проза, и псевдоисторический трактат - и всё это, сплетаясь вместе, даёт столько поводов для раздумий. Существуют ли ужасные псоглавцы, или это плод нашего воспалённого воображения? А если существуют - кто ими становится, как избежать такой участи и как противостоять чудищам? И безотносительно псоглавцев - как выйти из рамок, в которые нас загоняет жизнь? Надо ли это делать? Как распознавать своих и чужих? Короче, очень-очень советую.

Открытием года, безусловно, явилась Ольга Токарчук. Польскую нобелиатку я читал ушами, поэтому начал не с самых известных её опусов, а с того, что удалось найти - "Диковинные истории". Это сборник рассказов, от совсем коротких до вполне в формате повести, и они прекрасны. Мистика, фантастика, то ли утопия, то ли дистопия - снова смесь жанров, но это не чувствуется в процессе чтения. Через выстроенные ей необычные - воистину диковинные - сюжеты автор рассуждает о самых высоких материях - жизни, смерти, самоидентификации, и делает это удивительно легко, элегантно, ненавязчиво, предлагая читателю самому решить, как относиться к описанному. Теперь надо продолжить знакомство с её творчеством.

Ну и ещё один шедевр - Давид Гроссман, "Как-то лошадь заходит в бар". Особо рекомендуется людям примерно моего возраста, задумывающимся о предварительном подведении итогов жизни :) Исповедь стареющего стендаписта, выплеснутая им со сцены на зрителей, и пересказанная через призму восприятия его знакомца школьных лет, сидящего в зале, кажется сперва занудной, несносной, но постепенно читатель начинает понимать, сколь серьёзные темы поднимаются и обсуждаются автором - цепкая взаимосвязь прошлого и будущего, детство как источник всех наших плюсов и минусов, раскаяние и суд над самим собой. Я слушал книгу по-русски - не нашёл ивритский подлинник - и должен сказать, что перевод очень удался (френды-израильтяне, оцените, например, "прыщики-хочунчики"). Знание израильской специфики помогает в восприятии, но некритично - географические, исторические и сленговые детали не столь важны для понимания основного смысла.
Previous post Next post
Up