Сплошное сердце

Oct 23, 2014 11:48

http://galinapodolsky.com/viktor-brindach-i-samocvety-s-imenami-kolen-izrailya/

РЕУВЕН

Неистовый рубин. «Смотрите - сын!»

Окно Реувена - первое в галерее окон-судеб двенадцати сыновей прародителя Иакова - подобно лирико-драматическому прологу в истории непростых семейно-родовых отношений, в которых откристаллизовывалось нравственно-этическое представление о том, какой должна быть семья и какие нормы поведения человека должны стать ее основой.

Реувен - первый ребенок Иакова, начало всех начал: «Реувен - мой первенец, ты моя крепость и начаток моей силы, избыток величия и избыток мощи!» (Брейшит 49:3). Но он рожден Лией, семь лет с которой Иаков делил ложе, мечтая о Рахили.

Алым было знамя Реувена с эмблемой в виде мандрагоры.

Одем-камень - красный рубин - соответствовал колену старшего сына.

«Да живет Реувен - но не умирает, и пусть его потомки будут многочисленны» (Дварим 33:6), - говорит Моше-рабейну.

Живописная традиция изображения образа Реувена сложилась так, что в нем чаще всего подчеркивалась неукротимость. Он «как вода стремителен» (Брейшит 49:4). Отсюда клишированное изобразительное решение: бурные потоки вод, рыбы, мечущие миллионы икринок, птицы, преодолевающие немыслимые пространства. Реувен - безграничность ощущения мира, преумножение живого в природе.

А вот вторую часть Благословения художники-иллюстраторы, как правило, оставляли без внимания: «Ты <...> не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, на которую взошел» (Брейшит 49:4,5). Речь идет о связи Реувена с наложницей собственного отца - служанкой Рахили Валлой (Дварим 35:22).

Судьбы героев Книги Книг - это вереница человеческих ошибок и осмысление их, дарующее будущим поколениям истину. В этом смысле интересно найденное Виктором Бриндачем сюжетное решение: он образно возвращает нас к драматическому конфликту, коренящемуся в самих истоках семьи Иакова. Художник идет от представления о человеческой судьбе, напряженность которой ощущается в основном тоне полотна - ало-розово-бордовом. Таков цвет рождения Реувена, заложенный в цвете рубина - камня-символа колена Реувена.

Действие библейского сюжета развивается в поле, но так психологически напряжено, словно через тысячелетия над пропастью во ржи. Рубин на переднем плане композиции как бы разделяет, одновременно объединяя в поэтические пары, женщину с горлинкой, вьющей гнездо, - и мужчину с «непрокричавшим» петухом.

И есть еще одна пара - не на полотне, а по сути бытия художественного произведения в мире - художник и зритель. Несмотря на многократное воплощение в веках вечного сюжета, текст Благословения Иакова обогащается для каждого конкретного зрителя - в силу его культурологического да и просто житейского опыта - собственными, субъективными, эмоциональными ощущениями. Для меня таким эмоциональным толчком к восприятию полотна В. Бриндача стало стихотворение «Лея» современной израильской поэтессы Людмилы Чеботаревой:

О, как мой муж красив,

чернобород и строен -

Я чувствую душой,

хоть затуманен взор.

Нет, все же этот мир

неправильно устроен:

За что меня Господь

лишил рассветных зорь?

Я - плодоносный сад,

моя сестра - пустыня.

Зачем тебе нужна

порожняя жена?

И день и ночь Рахиль

всё молится о сыне,

А сына - нет и нет,

зато любви - сполна.

Мой первенец, Рувим,

ходил под вечер в горы

И корень отыскал,

срывающий печать.

Что ж, дам сестре вкусить

от яблок мандрагоры -

За ночь с тобой, супруг,

чтоб сына вновь зачать[6].



http://galinapodolsky.com/viktor-brindach-i-samocvety-s-imenami-kolen-izrailya/

Previous post Next post
Up