Если поступать сообразно победившему настоящему, то расследование любое начинается с Вики -
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%B8Как видим, малосодержательная бредятина (правда по объёму не дотягивающая до новомодного, подпитываемого нефтедолларами саудитов ваххабизма, которому в Вики приписана седая старина с бородой, рекомендую для ржача почитать!!!), из коей можно вынести, что бахаизм связан с бабизмом. Идём дальше.
О бабизме в Вики практически полный 0 -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BC Кроме разве что некоего "демократизма" и ссылки на так называемый "Персидский Байян" -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%B0%D0%BDПопытка ознакомления с ним на русском языке -
http://samlib.ru/s/suhanow_w_n/b0ru.shtml#a1 приводит к страничке с запретом (!!!) на ознакомление -
http://zhurnal.lib.ru/s/suhanow_w_n/b5ru.shtml Короче - запрещённая литература!
Другие источники, в частности
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/5533/%D0%91%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BC, определяют бабизм как "течение в исламе шиитского направления в Иране, получившее название по прозвищу его основателя Али-Мохаммеда (1820-50) - Баб (арабск.), т.е. "Врата", через к-рые людям откроется новая вера и объявится махди - мусульм. мессия. В 1844 Али-Мохаммед объявил себя "Бабом", а в 1847 - махди. Осн. положения учения Али-Мохаммеда были изложены в книге "Веян", т.е. "Откровение" ("Le Béyân arabe...", 1847, изд. 1905), написанной в подражание Корану". Уже кое-что, опуская бла-бла-бла отмечаем для себя год издания 1905, соответственно и большую вероятность того, что опус сей сварганен где-то в окрестностях 1905-го года! Отметим, что эта микроулика вполне в духе моих расследований, ибо в 1847 году не было шиизма как такового, так и Ирана, где он мог получить распространение.
Продираясь сквозь все дебри словоблудия вокруг религии Бахаи на деле мы видим, что "бабистские выступления" и казнь Баба в Тебризе коррелируются с гражданской войной и лихолетьем на территории Большого Азербайджана и в большей мере с сопротивлением азербайджанского народа как внедрению нынешнего "традиционного" ислама ватиканского разлива, так и инспирированной романовским двором легализации изгоев, т. е. новообразованных персов и армян, на которых сделали ставку в борьбе против Блистательной Порты. Я уже отмечал, что в период 1850-80 гг была истинно первая мировая "тридцатилетняя" война и коснулась она Азербайджана и Кавказа двояко -
1. как театр военных столкновений романовских евровойск и истанбульских казачьих соединений, последнего осколка Орды после уничтожения Полонской казачьей Орды!!!
2. как полигон распространения новых религий, взамен бытовавшему интуитивному православию царя Бориса Годунова.
В "демократических принципах" же бабизма просматривается отражение чаяний экс-изгоев на равные права с гражданами метрополии и подобная демагогия типична для любого сообщества при качании центральной власти с последующими ответными шагами, как то подавление мятежа и преследование. Сами пацифистские и высокие морально-этические нормы религии Бахаи, их требования от своих последователей законопослушания хоть и есть продиктованный необходимостью отход от приведших к большой крови "демократических принципов" раннего бабизма, но не могут не вызывать уважения.
Впрочем, всё мною изложенное ни в коей мере не умаляет достоинств конкретных верующих Бахаи, в частности её бакинской секции, с членами которой я знаком с 1999-го года и свидетельствую в их высочайших нравственных принципах.
© Ахмедов Хагани, май 2013