Вообще кино я смотрю очень редко, а еще реже (читай: никогда) пишу на него рецензии. Однако же вчера ночью посмотрел сабж. Под катом
Trolljegeren, или "Охотник на троллей" - это забавное норвежское мокьюментари, как вы понимаете, про троллей. Вообще, когда я читал рецензию, предположил, что фильм должен быть похож на приснопамятную "Ведьму из Блэр". Оказалось, и правда похож - но только в том, что касается игр с дрожащей псевдолюбительской камерой да еще девушки Йоанны, действительно крайне напоминающей Хезер из "Ведьмы".
В прокате у нас фильм не шел, и торренты предлагали скачать его в двух вариантах - либо в одноголосой озвучке (любительской), либо с субтитрами (естественно, любительскими же). Я выбрал субтитры и, похоже, не прогадал - во-первых, норвежский язык красиво звучит сам по себе, во-вторых, у Отто Есперсена, исполняющего роль охотника Ханса, шикарный, очень подходящий к роли голос. Сюжет, в целом, незамысловат - группа молодых журналистов снимает фильм про медведей, и выходит на след "браконьера", якобы убивающего зверей без лицензии. На поверку же нелюдимый "браконьер" оказывается охотником на троллей, ребята становятся свидетелями его охоты и начинают следовать за ним, попутно снимая его подвиги. Несмотря на то, что Trolljegeren подается как фильм ужасов, саспенса в фильме не то чтобы много. Равно как нет рек крови, оторванных конечностей и прочих милых примет трэша. Только ночные леса волшебно прекрасной Норвегии, заброшенные шахты, старые дороги и горы.
Сами тролли, к вящей радости, картонными не выглядят - все-таки компьютерная графика идет на пользу и сугубо невысокобюджетному арт-хаусу. Звуки, издаваемые ими, тоже очень даже достойные - все это урчание, фырканье и рев в темноте действует безотказно. Троллей, кстати, в фильме несколько разных видов (заметно, что создатели фильма вдохновлялись классическими работами
Йона Бауэра) - от сравнительно небольшой по габаритам пещерной стаи до чудовищного йотуна. Меня вот весьма вдохновил трехголовый тусселадд.
Вообще говоря, режиссер Андре Овредал, как истинный норвежец, троллей явно любит. Весь фильм пропитан нежностью к этим тупым, кровожадным и исключительно вонючим созданиям, вынужденным жить в современной Норвегии на строго ограниченных территориях, пойманным в силки ненавистными им линиями электропередач. Что с их анатомией (скрупулезно описанной в фильме) затруднительно. И вот такое вот отношение, эта экстравагантная сторона норвежского патриотизма - наверное, самое главное, ради чего стоит его смотреть.
Впрочем, в фильме есть еще и довольно приятный легкий юмор, местами переходящий в социальную сатиру. Мелкие тролли, которые едят уголь и бетон, а также обожают жевать старые покрышки. Комическая и одновременно зловещая Служба по надзору за троллями (СНТ), выдающая Хансу анкеты на каждое истребленное им чудовище. Ее глава, беспринципный чиновник Финн со специальной обувью, имитирующей медвежьи следы, и его команда поляков-чистильщиков, общающихся на восхитительно ломанном английском. Наконец, согласно распространенной трактовке, тролли чувствуют кровь христиан, и когда к съемочной группе присоединяется темнокожая девушка Малика, главный герой интересуется у Ханса - как обстоят дела с мусульманами? Собственно, юмор, вкупе с красотами страны, спасает "междутроллевые" периоды сюжета. Диалоги отличаются легкой бессмысленностью (понятно, что имитируется любительская съемка, но все-таки), саспенс, как уже было сказано, практически не нагнетается, да и с действием тоже беда. Резюмируя: с любовью сделанное артхаусное кино про троллей. Всем скандинавофилам и сочувствующим - рекомендую, всем ожидающим взрывного экшна или дрожи в коленках - лучше не смотреть.