![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6426/35719273.139/0_70017_24d7e202_M.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках На яндексе сейчас выложены полностью отсканированные наборы открыток 1974 и 1975 гг. - иллюстрации А.Николаева к 1 и 2 томам "Войны и мира". Там же и статьи Л.Аннинского, которые очень хороши. (Отрывки из второй статьи и некоторые картинки покажу в этом посте).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5631/35719273.13a/0_70027_736ebec2_L.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках "Шесть лет мира, отчеткрутые двумя войнами...
Художник Андрей николаев передает ощущение мира с первого же портрета, пославленного на обложку серии. Перед нами доброе, доверчивое, благодушное лицо Николая Ростова. Композиционное решение - уравновешенность и завершенность...
Мир выстроен, мир уравновешен, мир завершен. Круглое юношеское лицо Николая в центре картины - круг в центре прямоугольника - стабильность и замкнутость...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5632/35719273.139/0_7001a_36f8347a_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Николай разговаривает с Соней, интерьер полон вещей, предметов, тона приглушены, соразмерны, композиция - спокойна и замкнута. Перед нами "быт", но не в том позднейшем значении, которое ассоциируется с ворохами вещей и давящей человека обывательщиной - такого "быта" Николаев не знает, - нет, здесь "быт" как бы философская вариация бытия: быт есть близкая завершенность миропорядка...
...Постепенно нагнетается мотив обманности оцепеневшего в равновесии мира...
Почти напрочь исчезло из иллюстраций Николаева во второй серии небо. То самое бездонное и гневное небо, которым завершался первый том...
С концом войны небо пропало, простор исчез: мир все заполнил вещами, суетой, заботами.
И вот теперь, когда в центр внимания художника возвращаются "философы" Пьер и Андрей, когда исторические события вновь врываются в частную жизнь героев, - теперь опять возникает эта тема. Распахивается небо.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6429/35719273.139/0_7001c_8852c942_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках ![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4120/35719273.139/0_7001d_946a854_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках ![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5638/35719273.139/0_7001e_79c05c49_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках ...Хрупка фигура Наташи, доверчиво заглядвающей в черную бездну над головой. В ее позе, в повороте головы, в рисунке плеч, рук - почти неповторимая беззащитность, и все так же строен ближний мир, забранный в раму окна, облитого лунным светом, мир, притаившийся под бездонной глубиной.
Люди и небо - композиционный лейтмотив всей этой группы иллюстраций. У людей - стабильно: по линейке выверены батальоны в Тильзите... царство горизонталей... но взгляните выше, в глубину - там непримиренное клубится небо...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4138/35719273.139/0_7001f_d0ec2923_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках А знаменитый сюжет "Дуб в Отрадном"!.. И опять взгляд в глубину и вверх, видите? Там, в глубине - истиный центр картины. Хрупкая беззащитная белая колокольня под грозным сгустившимся небом.
Сквозной сюжет иллюстраций ко второму тому: концентрируется ложность, обманность мирного быта-бытия...
Дух скован. Это ощущение - суть картины "Бессонные ночи Пьера".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/35719273.139/0_70020_570f5ee4_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках ...Ритмичен строй "Ужина у дядюшки": здесь все словно рифмуется в краях картины: борзая на подстилке и портрет в золоченой раме, и гитара дядюшки, и счастливое лицо Николая, и радостный алый цвет кокошника Анисьи.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5641/35719273.13a/0_70023_ce7756cf_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Теперь взгляните в центр этого ликующего "близкого мира" - какой молнией вписана в него фигура Наташи!" Она, как замерзающая черная птица: так писали женщин в начале двадцатого века - ни в шестидесятые годы, ни в александровскую эпоху эта изломанная фигура не вписывается - она здесь как знак грядущей трагедии.
Завершающие серию три иллюстрации углубляют тему души, "не вписавшейся" в мир обманной тишины, в мир, замкнутый вещным, элементарным, "малым" существованием.
В сцене "Именины старого князя" вас поражает контраст между величественной тишиной залы, просвеченной извне идущим светом, и маленькими фигурками людей - такой простор и такая обыденность! И заледенело все...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/35719273.13a/0_70024_54e51a0c_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вот Анатоль Курагин, явившийся к Наташе в ложу.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/35719273.13a/0_70025_878d55f5_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Смотрите, уже почти сгорела живая зелень ее плаитья в этом уверенном нашествии красного и злотого. И опять вещами. фигурами забит "кадр", дышать нечем, деваться некуда: замкнулось...
...Мир как "отсутствие войны" - лишь первый и элементарный смысл этого слова для автора великой эпопеи. Известно, какой "мир" он имел в виду, называя "Войною и миром" свою книгу, - мир людей, вселенную, миропорядок. Этот-то широкий план и стремится передать художник Андрей Николаев...
(целиком статья Л.Аннинского - на яндекс-фотках, два листка).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/35719273.13a/0_70022_5edf15a1_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках А вот еще эту картинку я очень люблю, потому что здесь собачки...
Если все получится, дальше выложу еще два набора - к 3 и 4 томам соответственно.