Oct 24, 2014 09:06
Интересно, что сторонники наделения школьного образования духовно-патриотически-воспитательными функциями на полном серьёзе предполагают, что достаточно ВЛОЖИТЬ в голову ученику "правильные" ценности (в данном случае это духовность-семейность-государственность), чтобы на выходе автоматически получить высокодуховного и нравственного гражданина. Вот телевизор, например, или стрип-клубы, или Мэрилин Мэнсон, этот декадентствующий выразитель перманентной подростковой фрустрации, ВКЛАДЫВАЮТ "неправильные" ценности, поэтому надо стараться по возможности ограничить им такую возможность, а самим озаботиться тем, чтобы ВКЛАДЫВАТЬ ценности "правильные". Хотя, помнится, ещё Платон в "Государстве" не слишком высоко отзывался о персонаже, который вёл себя "правильно" не потому, что сам был таким добродетельным, а только потому, что следовал нормам окружающего его общества.
Нетрудно представить себе, что получится, если подобную задачу спустить всё той же советской школе - она ведь не слишком-то изменилась. Институции, где от ученика требуется с минимальной погрешностью воспроизвести то, что ему рассказали учителя, и то, что написано в учебнике. В советской школе мы как-бы-читали русскую классику, но толка от этого не было никакого, потому что вместо того, чтобы пытаться её понять, требовалось воспроизвести идейно верную интерпретацию, заложенную в предисловии к школьному изданию, допустим, "Горя от ума". И теперь будет то же самое, только Фамусов из отрицательного персонажа станет положительным, а Чацкий - отрицательным, поскольку словами "служить бы рад, прислуживаться тошно" он высказывает неуважительное отношение к "священной идее служения" (я не шучу - где-то по весне такой крутой поворот мысли на полном серьёзе обсуждался на федеральном уровне). Кажется, Жванецкий предлагал статуи делать с откручивающимися головами - был Ленин, стал Николай II, голову заменили, а чушка та же. Собственно, с едиными учебниками мы к этому и идём.
Удивительно, но часть - и, возможно, значительная часть желающих заменить голову истукану, по-видимому, действительно руководствуется благими соображениями. Хотя дьявольское, простите за высокий штиль, искушение, на мой взгляд, заключается в том, чтобы оставить тушку и постамент. Если православным активистам страшно при мысли о том, что школьники слушают Мэрилина Мэнсона или Cannibal Corpse, то мне лично страшно, когда 10-11-классники, которых просят выразить своё мнение о прочитанном отрывке текста, оказываются не в состоянии это сделать, потому что все 10 лет школы перед ними ставились прямо противоположные задачи. И ещё страшнее от новостей о том, что взят курс на уничтожение (слияние, "усреднение") даже тех редких островков несоветского образования, которые у нас принято именовать "элитными" гимназиями и лицеями, потому что я очень хорошо помню, что для меня самого значила возможность перейти из депрессивной советской средней школы в заведение подобного типа, представившаяся мне в 14 лет, и что мне это дало.
Когда перед школой ставится задача выпустить "квалифицированного потребителя" - да, это профанация. И, разумеется, нельзя не согласиться с тем, что развитое инструментальное и логическое мышление при отсутствии совести даст только более изощрённого злодея. Но если у человека совесть разовьётся, то это не потому, что он усвоил "правильные" ценности, ВЛОЖЕННЫЕ в него учителем, а по какой-то другой причине. И если этой какой-то другой причины не будет, то "правильные" ценности, при отсутствии критического мышления и воображения, результируют в ненависть к тем, чей набор ценностей чем-то отличается от заботливо ВЛОЖЕННЫХ.
Вот, собственно, я и произнёс те сакраментальные слова, которые идут вразрез с непотопляемыми традициями советской школы, и на которых основываются моральные принципы, отличные от предлагаемых господами традиционалистами. Критическое мышление и воображение. Примечательно, что и то, и другое плохо работает из-под палки. Невозможно говорить о моральном выборе в отсутствие сомнения - сомнения в том, насколько хорош или плох будет твой поступок; воспроизведение догмы моральным поступком не является. Какая может быть этика без критического отношения к себе, своим поступкам, словам, воззрениям (в т.ч. и к пресловутым "ценностям"), к любого рода текстам (в т.ч. и к "священным"), к любого рода авторитетам и вышестоящим (если значительная часть зла традиционно вершится в режиме исполнения приказа, как бы снимающего личную ответственность с исполнителя)?! И как можно ждать от человека "нравственного" поступка, если ему просто воображения не хватает представить себя на месте того, кому его действия могут причинить страдание?! Никто не осмеливается произнести крамольные слова о том, что если школа будет способствовать (помогать, не мешать) развитию мыслящего человека, то на этом её воспитательную функцию можно считать выполненной и перевыполненной. Если это приведёт его в Церковь - пожалуйста, прекрасно, это его путь. Только не надо Церковь приглашать в школу (помимо воскресной). Не надо на старую статую Ленина прикручивать голову то ли Христа, то ли Николая Кровавого, то ли нынешнего президента. Чертовщина получится.
ночная писанина под утро