Колоритной фигурой в Асхабаде был довольно известный тогда журналист и писатель Юрий Кази-бек, публиковавший живые, бойкие, злободневные фельетоны под псевдонимом "Ивернели". Им написано много очерков и рассказов из жизни народов Северного Кавказа и Средней Азии, напечатанных в журналах "Нива", "Природа и люди", других периодических изданиях. Кази-бек был его псевдоним, под которым он жил, скрывая настоящую фамилию. Кази-бек всегда ходил в черкеске с газырями и большим кинжалом у пояса, носил дымчатое пенсне, скрывавшее за стеклами его беспокойный взгляд. Много испытавший, необычайно остроумный, он неожиданно исчез из Асхабада, как говорили, потому, что им заинтересовалась полиция. Позднее, мне рассказывали, Кази-бек оказался в Персии. Там он пришел к губернатору города Мешхеда и заявил, что он русский, хочет служить на персидской службе и принять мусульманство. Персы восхитились, узнав, что наконец нашелся "русский писатель, пожелавший стать верным слугой шаха персидского". Но когда потребовалось совершить обряд обрезания и старые ишаны готовы были приступить к этой священной для мусульман процедуре, Кази-бека нигде найти не смогли. Оказалось, что Кази-бек рассчитывал обойтись без этой процедуры по простой причине - она ему была не нужна; когда ишаны узнали, что Кази-бек - ягуди (еврей), то заявили, что он, обманув их, тем самым совершил величайшее святотатство, проникнув в запретную зону древнего, священного для мусульман города. За Кази-беком погналась толпа фанатичных персов, и
дальнейшая его судьба осталась неизвестной... Если учесть, что в ту пору среди государств Средней Азии евреи повсеместно жили в крайне униженном положении (они не смели ездить на
лошади, в знак своего рабского состояния должны были опоясываться веревками), становится понятной отчаянная дерзость Кази-бека и ярость ишанов.
Ян Василий Григорьевич Голубые дали Азии
Кази-Бек Ахметуков, он же Юрий Кази-бек, он же Григорий Эттингер, он же Магомед-Бек Хаджетлаше, он же Ивернели, журналист, писатель и российский контрразведчик.
1.
- Какие-то документы ещё сохранились, подтверждающие, что каким-то образом Ахметуков имеет связь с черкесами и с Кавказом вообще?
- Это подтверждается данными департамента полиции 1907 года, зарегистрировавшего, что «Григорий Эттингер действительно родом кабардинец, бывший мусульманин Кази-Бек, в детстве окрещённый и усыновлённый Эттингером и избравший литературным псевдонимом свою магометанскую фамилию». Заметим, что информация исходит от жандармского управления Одессы, где к тому времени проживали Эттингеры и где его происхождение можно было удостоверить через родных, близких и знакомых Ахметукова и, самое главное, документально.
- Выходит, Кази-Бек носил фамилию Эттингеров?
- Дело в том, что Ахметуков приехал в Тифлис, где его приютила семья Эттингеров. Яков Григорьевич и Раиса Лазаревна Эттингеры переиначили имя сироты из Кази-Бека в Герш-Берка, а впоследствии, в связи с принятием всей семьёй христианства, он принял имя Григория. 2.
Луночкин Андрей Валентинович «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность.
Интерес публики к Ашинову вскоре после провала его экспедиции решил использовать начинающий беллетрист Юрий Кази-бек. Фигура этого человека, также авантюриста по натуре, была не менее яркой, чем ашиновская. По происхождению горец (настоящая фамилия Ахметуков), он был усыновлен тифлисским мещанином и вместе с его семьей переехал жить в Одессу. В восемнадцатилетнем возрасте Юрий встретил Ашинова, увлекся им и записался в формировавшуюся абиссинскую экспедицию под именем Георгия Ахметова, фактически бежав из дома. Вместе с ашиновцами будущий писатель был схвачен французами, привезен в Россию и попал под следствие. Беря пример со своего кумира, на следствии Юрий скрыл свое настоящее происхождение и назвался «вольным казаком», уроженцем Константинополя, происходившим из «дворян-черкесов православного вероисповедания». По распоряжению генерала Шебеко его, как несовершеннолетнего, передали на по-печение осетина Дзеранова и вместе с ним отправили под надзор полиции в селение Ардон Владикавказского округа. [119] Впоследствии «Ахметов» был призван в армию, но дезертировал и продолжал выдавать себя за подданного Турции. С 1894 г. он стал публиковать очерки и рассказы из кавказской жизни в раз-личных журналах и газетах за подписью Юрий Кази-бек{243}.
В 1894 г. в журнале «Природа и люди» появился рассказ молодого писателя «Братья-богатыри» с подзаголовком «Из воспоминаний об экспедиции Н. И. Ашинова в Абиссинии». В нем автор представил публике события, никогда на самом деле не имевшие места. Сюжет рассказа был посвящен вымышленному походу экспедиции Ашинова из Таджуры в Абиссинию. 3.
P. X. ХАШХОЖЕВА, О КАЗИ-БЕКЕ АХМЕТУКОВЕ (МАГОМЕД-БЕК ХАДЖЕТЛАШЕ)И ЕГО ПОТОМКАХ
Незадолго до Октябрьской революции Ахметуков служил в русской контрразведке, под именем Эттингер участвовал в дальневосточной операции по обезвреживанию немецкой разведки. А в 1918 году в Стокгольме в годы полпредства В. Воровского в Швеции, под именем Хаджетлаше по заданию уже советских органов возглавил операцию по обезвреживанию белоэмигрантских сил, осевших в Швеции и действовавших против советской России. Вслед за тем он был заклеймен как руководитель белоэмигрантской организации в статье В. Воровского “В мире мерзости и запустения. Русская белоэмигрантская лига убийц в Стокгольме” и в романе А. Толстого “Эмигранты”. А. Толстой, а тем более В. Воровский знали, что Хаджетлаше был советским чекистом, что в роли руководителя белоэмигрантской организации должен был сделать явной ее антисоветскую деятельность, чтобы шведские власти, державшиеся нейтрально к белоэмигрантским силам, скопившимся в Стокгольме, перешли к карательным действиям против них. Но перед ними стояла задача - разоблачить белую эмиграцию, и они не могли сказать правду об истинной роли Хаджетлаше в разыгравшихся в Стокгольме событиях.