"Слабые звуки дерева и железа напоминают нам неясные, таинственные речи пророков , а шум и стройная игра колоколов - благовестие Евангелия, торжество его во всех концах Вселенной и наводит мысль на Ангельскую трубу последнего дня".
Это я вот к чему. При входе в собор святого Агопа (aka St.James) подвешены на цепях две доски - деревянная и железная, они выполняют функцию колоколов. Такие же парные инструменты можно увидеть и в греческих церквях Иерусалима. По-гречески такая доска называется семантрон, по-русски - било (из дерева) или клёпало (из железа), а в Иерусалиме прибор называют по-арабски - "накус". По деревянному билу стучат деревянным же молоточком, созывая на молитву. Металлическое, по-моему, ни разу не видел в действии. Пишут, что его изогнутая форма символизирует небесный свод, а звук - глас Господень.
Обычно экскурсоводы сообщают, что мусульмане запретили иерусалимским христианам пользоваться колоколами , и дабы запрет не нарушать, в иерусалимских церквях придумали стучать в доски. Возможно запрет такой и был, но тем не менее накус древнее, чем ислам, и не стоит умалять его роль и возможности, представляя каким-то неполноценным суррогатом.
Как раз била, а не колокола, использовались в церквях Востока и в первые века христианства, и во времена пророка Магомета. В сирийской церкви, например, накус был и остается в большом почете, его изобретение приписывали самому Ною. На Афоне по сей день пользуются семантроном. Колокола же и колокольчики считались когда-то атрибутом язычества.
Накусом не только созывали на службу, но и использовали в литургии, аккомпанируя хору.
Вот, например, болгарское деревянное клепало и его использование в литургии
Click to view
Созывая на молитву, пользовались особыми ритмическими рисунками. Например, греки выстукивали "to ta-lan-ton to-ta-lan-ton to-ta-to-ta-to-talanton" (то есть посвящайте свой дар во славу Божью) или "o ad-am o-ad-am o pro-to-plast-is o ad-am" (o Адам, перворожденный Адам).
Видео из Армянского квартала. Не знаю, исторический это факт или миф, но обычно пишут, что когда соратник Магомета Халед ибн аль-Валид захватил Иерусалим (в 637 году) то он выпустил указ, защищающий жизнь, имущество христиан и гарантирующий свободу вероисповедания. Одним из пунктов было разрешение церквям бить в накус. В Италии колокола появились около 6 века, а у греков и в восточных церквях только через века. Так что в тот период в Иерусалиме в колокола, скорее всего, звонить было некому.
Впервые христианские колокола упоминаются в документе 6 века из Италии, В Армению колокола пришли в 10 веке, до наших дней сохранились 2 колокола 14 века, отлитые для Татевского монастыря. Новгородский архиепископ Антоний, посетив в XIII веке Софийский собор Константинополя, писал: “Колокола не держат во святой Софии, бильцо мало в руце держа, клепают, било же держат по ангелову внушению, а в колоколы латыне звонят”. В России колокола стали широко распостранены только с 16 века.
Ссылки
Музыкант и композитор Арт Ярвинен
пишет о семантроне и его использовании в современной музыке (в тексте есть ссылка на музыку).
Удивительный баскский аналог семантрона -
Txalaparta Click to view
http://en.wikipedia.org/wiki/Semantronhttp://www.zvon.ru/zvon3.view2.page2.htmlhttp://www.gebus.com/suoncampn_eng.htmhttp://www.russianbells.com/history/history2.htmlhttp://kolokola.ru/history/istoricheskie_kolokola1.htm Било на стене средневекового монастыря в Северной Румынии
Ручной семантрон на современной греческой иконе
Иерусалимские накусы, фотки мои и чужие. Если у кого есть еще, добавляйте
Агоп
Х.Г.Г.
Феодосий