Тут уж придется какие-то пояснения сделать. Вокруг стен константинопольских (история с географией в конце по ссылке) можно годами, наверное, ходить и находить что-то новое и интересное. Но место это не слишком туристическое, хотя местами его и вылизали. Некоторые участки стены отреставрированы, а некоторые по-прежнему заселены бомжами и бродячими собаками. Кроме того вдоль всей стены можно обнаружить огороды, кладбища, гаражи, свалки и густо населенные жилые кварталы.
Вообще-то я направлялся посмотреть Сулукуле, легендарный цыганский квартал знаменитый своими музыкантами. Но решил совместить этот визит с прогулкой вдоль стен, начав ее у Едикюле ("Замка семи башен"), печально известной османской тюрьмы. На днях песенку выложу про это место.
Yedikule
Путеводители заходить в Сулукуле не рекомендуют, особенно в поздние часы, но во-первых было утро, а во-вторых, я справедливо заключил, что поскольку район приговорен к сносу (я когда-то об этом упоминал в ЖЖ), то жители уже привыкли ко всякого рода активистам и фотографам. Так оно и было. Первым человеком, которого я увидел в Сулукуле, был типичный активист с большим фотоаппаратом. Но если Хачик идет искать цыган, по дороге он обязательно найдет еще и армян. Действительно первым зданием на улице Сулукуле оказалась армянская церковь Сурб Никагос. Но до этого я также случайно зашел и на армянское кладбище.
Цыган я в конце концов (уже почти отчаявшись) тоже нашел, но фотографировать по ряду причин не пытался. В Сулукуле было все так, как и должно было быть. В сабиле у мечети цыган мыл лошадь. Какая-то девица затанцевала прямо в домашних тапках посреди улицы. Между домов крутились стаи детишек. Работали мелкие мастерские и пекарня. В общем, будь я фотографом, наверное, не сдержался бы.
Временами я шел между стенами, иногда слева от стен, иногда справа, а иногда меня относило на километр в сторону.
Balikli Kilise
Греческая "Рыбная" церковь. По преданию жил в монастыре возле животворного источника монах, обжора и лентяй. В час, когда гонцы принесли страшную весть о падении Константинополя, монах поджаривал себе на обед трех рыбок.
- Да что вы мне рассказываете, - воскликнул он, когда гонцам наконец удалось до него достучатся. - Скорей уж эти рыбы оживут, чем басурмане войдут в Константинополь.
Ну, ясное дело, тут рыбки и соскочили со сковородки в источник. На одном боку у них, правда, остались черные полоски. С тех пор там и живут. Спустившись в подземную часовню, наблюдал я источник и в нем трех золотых рыбок, насчет полосок, правда, не уверен.
Рядом с церковью кладбище. Я, увидев, что и оно называется "рыбным", решил, что греческое, удивился сначала количеству могил с армянскими именами и турецкими фамилиями. В общем, это было Balikli Ermeni Mezarligi.
Hrant Dink Mevlevihane Gate
Ворота Topkapi, армянская церковь Surp Nikagos на улице Сулукуле
Ссылки для любознательных.
Walls of Constantinople Photos of Turkey by Dick Osseman