Много фотографий
и немного ликбеза...
КЛАССИЧЕСКАЯ
АРХИТЕКТУРА
ПЕТЕРБУРГА
Пост №2
Гатчина
часть первая
Гатчинский Императорский дворец под Ст.-Петербургом. Один из ранних памятников Русского Классицизма.
Охотничий замок "в английском духе" построен в 1766-1783 гг. итальянским архитектором А. Ринальди
по заказу фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Тогда же вокруг дворца под руководством
садового мастера Буша был разбит первый в России пейзажный или иначе "английский" парк.
В 1783 г., после смерти Орлова, Гатчина становится резиденцией Наследника Российского Престола Цесаревича
Павла Петровича. С ним связан расцвет загородного ансамбля. Свое вынужденное "Гатчинское уединение"
отстранённый от государственных дел Наследник использует для подготовки к будущему царствованию
В этот период был создан новый закон о престолонаследии. Здесь будущий Император замышлял
и другие преобразования. В то же время в Гатчине усиленно создавался свой особый гарнизон
из верных Павлу войск. Здесь молодым офицером артиллерии начинает свою карьеру
впоследствии всесильный временщик А. А. Аракчеев. На бесконечно огромном
дворцовом плацу происходят бесконечные вахт-парады и военные
упражнения. "Гатчинские потешные" полки, призванные
охранять жившего в постоянном страхе Павла,
позднее стали образцом для реформы
всей Русской армии на
Прусский лад.
Кумиром Павла, как и его отца Петра III, был Прусский Король Фридрих Великий. Однако эта роковая любовь к
Пруссии сыграла с обоими царями злую шутку. Как известно, 12 марта 1801 года Павел I был, подобно
своему отцу, убит группой гвардейских офицеров в результате дворцового переворота.
Еще в бытность Павла Наследником в 1790-е гг. Гатчинский дворец был перестроен архитектором В. Бренной.
Были заложены верхние открытые галереи циркульных переходов, надстроены одноэтажные боковые каре,
а некоторые интерьеры главного корпуса дворца получили новую более торжественную отделку.
С 1797 года Гатчина, получившая статус города - резиденция Императора Павла I.
Императорской резиденцией она останется до самой революции.
При сыне Павла - Николае I в 1840-х гг. дворец вновь перестраивается. На месте обветшавших боковых каре
архитектором Р. Кузьминым заново возводятся новые корпуса, подражающие фасадам дворца. В
арсенальном каре (справа на фото) устраиваются роскошные парадные и жилые помещения
для царской семьи. Гатчина стала штаб-квартирой Николая на время ежегодных
Красносельских учений. Император, не одарённый впрочем полководческим
талантом, тем не менее создавал вокруг себя культ войны и военного
дела, подражая отчасти Наполеону, отчасти своему отцу.
Кабинет царя был украшен батальными картинами
и таблицами военной формы, к которой Николай
испытывал особенную любовь. В Гатчине он
провёл последние годы царствования,
омрачённые поражениями
Крымской войны.
Позднее в Гатчину на охоту любил приезжать Император Александр II. Этот царь не был столь озабочен темой
военной униформы, как его отец. Получивший блестящее образование и прививку либеральных взглядов
от своего воспитателя, замечательного Русского поэта В. А. Жуковского, Александр старался как мог
реформировать аграрную и крепостную Российскую Империю, явно начинавшую отставать от
передовых стран Европы. Не будучи поклонником военных экзерциций, Александр не
отказывал себе в прочих удовольствиях жизни. Известно, что в Гатчинском
дворце у него был особый будуар, где стены были сплошь увешаны
порнографическими открытками, которые были в 1850-60-е годы
последним достижением "вражеской" французской техники.
(Кстати говоря, коллекция этих открыток была во время
войны спасена выдающимся исследователем
и музейным работником А. М. Кучумовым,
за что последнего после войны
местная советская власть,
естественно, сильно
не похвалила).
После убийства 1 марта 1881 года народовольцами Александра II, новый царь Александр III, опасаясь покушений,
делает Гатчину постоянной резиденцией. Вдали от Петербурга, как он утверждал, ему спокойнее работается.
Атмосфера Гатчинского двора в те годы была непринуждённой. Александр III не любил пышных церемоний
прошлых эпох и жил по-возможности просто. Большое семейство Александра и Марии Фёдоровны
чувствовало себя в Гатчине весьма уютно и комфортно. Здесь вместе со своими братьями
и сёстрами рос последний Российский Император Николай II.
После революции 1917 года Гатчинский дворец был одним из первых превращён в музей. Богатейшие коллекции
Русского, Западноевропейского и Восточного искусства (всего около 45 000 наименований) были
подлинным национальным достоянием, сохранить которое от разграбления удалось ценой
колоссальных усилий простых музейных сотрудников, историков, искусствоведов,
хранителей, реставраторов и смотрителей - подлинных представителей
Русской интеллигенции.
В гражданскую войну Гатчина переходила от красных к белым. И те и другие одинаково мало церемонились с
художественными ценностями. Однако выживший в революционные годы дворец, не пощадила
Великая Отечественная Война. Гатчина была оккупирована. Во время отступления
в 1944 году дворец был почти дотла сожжён немцами.
После войны здание долго не восстанавливалось. Затем было приспособлено под военное училище. И только
в 1983 году был воссоздан Гатчинский музей. Тогда же началась планомерная научная реставрация
утраченных интерьеров дворца. В музей вернулись некоторые собрания.
Однако былое богатство царской резиденции уже не вернуть.
Вид Дворца со стороны парка.
Фото 2007
То же. Деталь.
Фото 2004
Вид Дворца из Собственного Садика.
Фото 2007
Собственный Садик.
Фото 2007
Он же.
Фото 2007
Вид из Собственного Садика на Карпин Пруд.
Фото 2007
Парадная Лестница Дворца.
Фото 2007
Она же.
Фото 2007
Аванзал.
Фото 2007
Белый зал.
Фото 2007
Он же.
Фото 2007
Мраморная Столовая.
Фото 2007
Она же.
Фото 2004
Тронная Павла I.
Фото 2007
Овальный Будуар.
Фото 2007
Он же. Деталь.
Фото 2007
Вид из окна Башни на собственный Садик.
Фото 2007
Тронная Марии Фёдоровны (Картинный Зал).
Фото 2007
Бывшая Чесменская (или Золотая) Галерея. Не отреставрирована.
Фото 2007
Вид на Дворец из Голландского Сада.
Фото 2007
Вид на Дворец и Плац.
Фото 2007
Вид на Плац от Парадного подъезда.
Фото 2007
Вид на Плац.
Фото 2004
Дворец и Плац.
Фото 2007
Правая циркульная галерея Дворца.
Фото 2007
То же.
Фото 2004
Гатчинский Плац.
Фото 2004
Бесконечный Гатчинский Плац.
Коллаж в подражание Эшеру.
2004