Продолжая тему...

Jan 10, 2014 15:18

Начало здесь.

Стокгольм - Копенгаген
Две столицы - две ратуши

Часть 2

Ратуша в Стокгольме строилась позже копенгагенской, но с явной оглядкой на неё. Хотя в целом архитектура здесь гораздо более необычная и новаторская. Надо сказать, что дух соперничества пронизывает всю многовековую историю взаимоотношений Дании и Швеции. Проявилось это соперничество и в строительстве столичной ратуши.

Ратуша в Стокгольме



Все фото 2013.

В середине 1900-х годов городской совет Стокгольма решил провести конкурс на лучший проект новой ратуши. По результатам долгих обсуждений победителем был признан архитектор Райнар (Рагнар) Эстберг (1864-1945). Строительство здания велось в 1911-1923 годах. В процессе этого строительства архитектор неоднократно менял свой замысел. Он также использовал идеи из проектов других конкурсантов. В результате получилась весьма оригинальная по художественному замыслу постройка. Ратуша живописно расположена на стрелке острова Кунгсхольм. Г-образное кирпичное здание с высокой угловой башней стягивает к себе панораму фьорда. Архитектурную стилистику стокгольмской ратуши сложно определить однозначно. Два слова, которыми можно охарактеризовать образ этого здания, должны звучать как «смесь» и «смелость». В традиционном, на первый взгляд, типе здания смело сочетаются самые разнообразные формы. Здесь, безусловно, присутствуют мотивы средневековой скандинавской архитектуры - преимущественно Романики. Также узнаваем образ венецианской Пьяцца Сан Марко с аркадами дворца дожей и морской набережной. В декоре фасадов ратуши смешаны классические и барочные детали, и даже восточные орнаменты. Ретроспективные формы сливаются в целом в нечто совершенно новое, фантастическое и небывалое. Здесь Модерн или «Национальный Романтизм» уже живёт предвкушением нового искусства Ар-Деко. Как и в Копенгагене, ратуша богато украшена скульптурой. Аллегорические золочёные статуи изображают науку, искусство, торговлю и пр. Бюсты в круглых нишах - портреты выдающихся шведов. Резные капители колонн аркады заполнены живыми сценками охоты, игр и развлечений. Колокольня на вершине башни увенчана тремя коронами - символом Швеции и всей Скандинавии (во времена Кальмарской Унии с XIV по XVI век Дания, Швеция и Норвегия были объединены в одно государство).

У подножия башни устроен кенотаф основателя Стокгольма Ярла Биргера: его золочёная статуя, в отличие от копенгагенского епископа, спокойно лежит. На углу башни помещена скульптурная группа, «Святой Георгий, побеждающий змея и освобождающий принцессу». Однако сказочная принцесса отчего-то похожа на японскую красавицу. На набережной фьёрда перед южным фасадом на колонне, по аналогии с датскими викингами, трубящими в луры, стоит памятник Энгельбрехту Энгельбрехтссону - предводителю народного восстания против непопулярного короля Эрика Померанского, первого полноправного короля Кальмарской Унии. Однако восстанию не суждено было победить, и Уния просуществовала ещё целое столетие.

Стокгольмская ратуша широко известна во всём мире, как место вручения Нобелевской премии. Ратуша в Копенгагене менее популярна. Однако сравнение двух сходных по функции зданий может быть весьма плодотворно с точки зрения истории культуры. Строители ратуши в Стокгольме ориентировались на опыт своих предшественников в соседней Дании. В то же время шведская ратуша настолько индивидуальна и не похожа ни на что другое, что трудно говорить о каких-либо прототипах. Архитектура датской ратуши, хотя и насыщена затейливыми декоративными элементами, тем не менее, весьма привычна для европейского Историзма конца XIX века, она более понятная и взвешенная. Облик стокгольмской ратуши с виду более скупой и лапидарный, а в чём-то поистине авангардный, хотя и отталкивается от исторической стилизации мотивов искусства разных эпох. Архитектура этого здания в большей степени проникнута новым направлением искусства - стилем Модерн.



Три короны на шпиле башни - аналог копенгагенских "трёх башен". необычная
форма звонницы вызывает ассоциации с какой-то "китайщиной".
Вообще в стокгольмской ратуше много ориентальных
мотивов, с которыми мы ещё столкнёмся.



Боковой фасад ратуши с оригинальными окнами в каком-то индийском стиле.
На башне фигура Св. Георгия, а внизу кенотаф Ярла Биргера.



Колонна Энгельбрехта Энгельбретссона - явная аналогия не только с колонной
викингов в Копенгагене, но и с колонной Св. Марка в Венеции. На заднем
плане: церковь Хёгалид (1914-1922), архитектор И. Тёнгбум.



А вот и сам Энгельбрехтссон. Обратите внимание на капитель колонны с
изображением горящего замка. Мне к сожалению не удалось выяснить.
что означает этот символ. В гербе Энгельбрехтссонов он не
присутствует. Возможно это просто намёк на пламя
народных волнений, сопровождавших восстание?



Юашня с поразительной формы окнами и кенотаф Биргера Ярла под балдахином.
Вверху башни Святой Георгий, побеждающий змия. Как не странно, Св. Георгий
Победоносец служит гербом не только нашей Москве, но и Стокгольму!
 Парадокс,)) Кстати вспомнилась характерная черта менталитета:
Во многих скандинавских музеях портрет Карла Двенадцатого
обязательно соседствует с изображением Петра Первого.
Они как будто сами себе напоминают о своей
исторической катастрофе. Но в этом
помимо мазохизма есть и доля
благородства.



Георгий Победоносец, как и полагается рыцарю, не просто убивает змия, но
освобождает прекрасную принцессу. Однако принцесса почему-то похожа
на японскую гейшу,)) Восточные мотивы дополняются флюгером в
виде дракона и полумесяцем на стене башни. Пророческие
ассоциации! Кто мог знать о ползучей исламизации
Западной Европы в начале XX века?



Ещё раз Биргер Ярл.



Как и в Копенгагене, на башне есть часы. Они не столь заметные - притаились в углу.
Для того чтобы заводить часы устроен специальный балкончик. Сам он
и часы декорированы опять-таки в каком-то неопределённом
барочно-восточном стиле: не то "шинуазри",
не то "тюркери"...



Ещё одна фантастическая башенка на северо-восточном углу здания.
Балконы, вероятно предназначены для сказочных принцесс,
вроде Рапунцели, или для каких-нибудь герольдов,
трубящих в трубы... Впрочем, пардон.
Фантазия разыгралась,))



Ворота во внутренний двор как будто специально "состарены". Состарена была
и сама кирпичная кладка ратуши. Её обрабатывали уже после
строительства, бомбардируя здание щебнем.



Во внутреннем дворе вход в кафе охраняет мальчик с дельфином.



Внутренний двор. Вид на запад. Монументальный фасад с аркадой и башнями
выдержан в духе национальной шведской средневековой архитектуры.
Суровые глухие башни ассоциируются с романикой, а острые
пинакли над скульптурами рыцарей и прекрасных дам -
с готикой. Однако шпили башен опять-таки увенчаны
звёздами и полумесяцем: Аллах Акбар!



Вид на юг. Сквозь аркаду можно попасть на набережную фьорда.
Фасады ратуши смотрятся очень элегантно, благодаря
сильно вытянутым пропорциям, продолговатым
окнам и утончённым каннелированным
коринфским пилястрам.



Вверху на крыше стоят золочёные статуи античных богов:
есть там Гермес, Венера... Опять-таки сплошное
язычество, мусульманство и восток...
Поразительно: ни одного
христианского
мотива!



В круглых окнах-нишах установлены бюсты выдающихся шведов.
Этот похож на финского маршала Маннергейма,)
Впрочем, я могу ошибаться...



Капители пилястр сделаны из керамических блоков, вмонтированных в кладку.
По стилю - холодноватому итальянизирующему неоклассицизму -
всё это страшно напоминает Жолтовского или Чечулина.



А это: мутант - двойная пилястра с барочной раскреповкой,))



Бюст спрятался в плюще.



Стройным окнам добавляют элегантности изящные полукруглые балкончики с
чугунными решётками. опирающиеся на вытянутые острые кронштейны.
Забавно, что не всем колонам нижней аркады вверху
соответствуют пилястры. Они чередуются
с окнами. Однако, подойдём
поближе...



Капители гранитных колонн в духе романики изображают сценки быта,
в основном охоты, а также игр и увеселений.
Этот горе-охотник явно напуган рысью:
того и гляди выронит из рук
свой лук, так пробрал
его испуг...



А вот его товарищ - более продвинутый - он воспользовался
плодами цивилизации: Ружьё к плечу - и сейчас
кажется медведю несдобровать! Вот уже
Топтыгин прикрылся лапкой:
сдаюсь, мол, не стреляй,))



А этого наивного парубка явно соблазняет пышными формами
и влекущим взглядом какая-то лесная нимфа...



Дело сделано: герой попался в сети к прекрасной чаровнице!
Музыканты поют им песни, играют на трубе и скрипке...



Вид вверх. Над капителью голова улыбчивого монаха...



Монаха? Или может всё же Вакха...



Можно рассмотреть устройство оригинального балкончика.
Такой балкон можно назвать "Эгоист": он рассчитан
лишь на одного. Как говорится, "Боливар
не выдержит двоих..."



А в этом уголке нашли приют две киски.



Некоторые ракурсы не уступают по авангардности русскому конструктивизму.



Вид из аркады во двор.



Вид из аркады на фиорд. Если бы не готический шпиль Собора (XIII век)
на острове Риддарсхольмен, то сходство с Венецией
было бы почти полным.



На капители выбита дата "1914".
Пока мы тут воевали...



С колонной ещё более венецианский вид...



Ракурс. Южный фасад не имеет ордерных элементов, но зато нарастание ритмов
снизу вверх здесь сильнее, благодаря большому количеству разнообразных
окон. Есть здесь и прямоугольные, и арочные, и трёхлопостные,
и даже какие-то странные... параболические,))



Есть и совершенно венецианское - тройное окно с балконом. сходство с Италией
дополнено чашей фонтана в виде гигантской раковины. Но всё же...
Венчает всё исламский полумесяц! Чтоб вы не забывали:
что вы не в католической Италии, а в
мусульманской Швеции ,))

Мы вот тут шутим конечно.
Но, честно говоря, я полагаю, что
Эстберг всего-лишь тоже хотел пошутить.
Полумесяц, звёзды и т.п. А ведь между тем, прошла
недавно новость: в одном из музеев Стокгольма убрали
из экспозиции картину с обнажённой женщиной, ибо сие изображение
оскорбило представителей мусульманской общины Стокгольма. И смех и грех.
А вот и правда, не знаю что лучше: исламское пуританство, или гей-парады в церквях?



Ну, мы отвлеклись... Над окнами расположены живописные изображения морских рыб.
Обратите внимание на бронзовую занавесочку с золотой бахромой!
Меня поразила эта трогательная деталь...



Главная башня. Ракурс. Внизу гигантское окно под шатровым балдахином.
Справа естественно полумесяц, слева ниши.



В балдахине спрятался ещё один символ - корабль. Стокгольм конечно не Париж,
в гербе которого присутствует корабль, но не будем забывать, что
Швеция была великой морской державой, пока русский
Самсон не порвал пасть шведскому льву.

На этой патриотической
и антиполиткорректной ноте
позвольте мне откланяться...

история, Стокгольм, Эстберг Райнар, Скандинавия, архитектура, модерн, Швеция, искусство, Ислам, фото

Previous post Next post
Up