Зимние воспоминания о летних путешествиях...
За окном серо и слякотно, погода не то зима, не то оттепель: самое время вспомнить давнишние путешествия по прекрасной природе Крыма. Этот и впрямь благословенный край волею исторических судеб всё время оказывался не в тех руках, которые были бы достойны его потрясающей природы.
Пожалуй лишь один человек действительно вполне соответствовал ландшафту - это был граф Михаил Семёнович Воронцов ;)) Вот уж неправо был "наше всё", сочиняя пасквиль не этого человека! Быть может, он и был педант - зато знал в жизни толк и мог обустроить эту жизнь с толком.
Впрочем при царях Крымскому благоустройству способствовало немало порядочных людей, вспомнить хотя бы знаменитого Льва Голицына, создателя массандровских вин. Славно потрудился над украшением Ливадии и царский архитектор Николай Краснов, эмигрировавший позднее в Югославию. Да мало ли талантов на Русской земле...
Не стану утомлять публику многими буквами - предлагаю насладиться пейзажем:
Алупка. Воронцовский Дворец. 1828-48. Проект: Эдвард Блор.
Он же. Этот прекрасный фасад в смешанном Англо-мавританско-индийском стиле известен всем.
Не всем возможно известен прототип Алупкинского дворца - это Королевский павильон
в Брайтоне, выстроенный для тогда еще Английского принца-регента Георга
(будущего Георга Четвёртого) архитектором Джоном Нэшем в 1815-22.
Именно там родилась эта причудливая архитектурная смесь
готики и восточных стилей. Англоман Воронцов, конечно
старался подражать тогдашнему законодателю
мод - королю Георгу Четвёртому.
Алупка. Дворец. Арка и лев.
Арка, лев и чайка.
Алупка. Воронцовский дворец. Дворовый фасад в чисто Английском стиле.
Здесь от мавров и моголов только фигурные кровли и машикули.
Алупка. Нижний парк. Сосна и вид на море.
Море и галька.
А это ещё жемчужина Крыма - Ливадия (1904-10). Царский дворец , где умер Александр Третий.
Но умер он не в этом прекрасном мраморном дворце, а в другом - деревянном, построенном
архитектором Монигетти ещё для Александра Второго. После смерти отца Николай Второй
пожелал перестроить здание в стиле "неоренессанс". Придворный архитектор Краснов
прекрасно справился с задачей. Живописная постройка выдержано в духе beaux arts -
стиля архитектурного академизма, распространённого в Европе и Америке
в конце XIX века. В отличие от кичёвой эклектики, ему присуща большая
чистота форм и элегантность декора. Как известно, в Алупкинском
дворце во время Ялтинской конференции жил Чёрчилль.
Оно и понятно: англичанин. Сталин, на правах "царя"
вселился в бывшую царскую резиденцию.
Уж не отсюда ли пошла любовь вождя
народов к архитектурным мотивам
Ренессанса, которые стали
активно насаждаться
в архитектуре...
Итальянский дворик-атриум.
Кадр знакомый из советских фильмов про импортную жизнь.
Морской фасад почти симметричен. С балкона открывается вид на море.
Боковой фасад. Вдали гора Медведь.
Он же.
А вот и вид на море при рассвете.
Кстати о рассвете... Древние африканцы, как утверждает Карл Густав Юнг в своих записках,
почитали восходящее Солнце и самую молодую Луну - живыми и непосредственными
проявлениями Божества. Характерно, что прочие солнца и луны - Божественными
не считались,)) Вдумайтесь - как это в сущности просто и в то же время
гениально! Божество восходящего Солнца! Когда видишь
такой рассвет - вполне можно в это поверить.
Чтобы его запечатлеть, мне пришлось встать в четыре утра - жуткий подвиг,))
Рассвет этот происходил поблизости от Ливадии - на запад по Царской Тропе: в местечке
Нижняя Орианда (или Ореанда, произошло от крымско-татарского Урьянда).
Здесь сохранилась церковь в неовизантийском стиле, построенная на
средства Великого князя Константина Николаевича в 1880-е.
Когда-то здесь был и дворец Александры Фёдоровны
(жены Николая Первого), построенный в 1840-е в
неогреческом стиле А. И. Штакеншнейдером.
Но вот незадача - дворец сгорел ещё
в XIX веке. Теперь увидеть его
можно лишь на старых
фотографиях.
От комплекса Дворца осталась лишь эта колоннада-бельведер,
с которой и открывается прекрасный вид
на море, солнце и храм.
Неогреческий дворец в Ореанде чем-то напоминал неогреческие
павильоны Петергофа, построенные кстати тем же
Штакеншнейдером. Вообще в парках Крыма
есть много общего с парками пригородов
Петербурга. Так, например, эта
китайская беседка в парке
Ливадии напоминает
Каприз в Царском
Селе.
Чуть западнее Ореанды расположена гора "Крестовая".
Крест распорядился водрузить Николай Первый,
вероятно, вдохновлённый подобными
крестами в Немецких Альпах.
Гора действительно напоминает Альпы: с виду неприступная,
она всё-таки мне покорилась. Но на верху жесточайший
ветер. Удивляюсь, как царя Николая не сдуло,))
А ещё западнее Ореанды и Крестовой горы на знаменитой Царской Тропе
встречаются демоны. Да, да - это не фотошоп! Я сам сначала не
поверил своим глазам и подумал, что это оптический обман.
На это видимо и рассчитывал советский скульптор,
явно вдохновлённый Демоном Врубеля.
Ближе Демон начинает проявляться...
Ещё...
И ещё.
...И ещё одна козырная достопримечательность Крыма: Ласточкино гнездо.
Крохотная дача в виде готического замка была построена в 1910-е
по проекту скульптора Леонида Шервуда (сына архитектора
Владимира Осиповича Шервуда). С проектом однако
не всё пока понятно, впрочем М. В. Нащокина
недавно делала доклад на эту
тему - может быть в её
очередной статье
всё станет
ясно.
С нависающего балкона (кстати переделанного в 1960-х
после очередного землетрясения) открывается
вид, поистине захватывающий дух...
Бухта, как раз для пиратского корабля,)
Если с балкона прыгнешь - точно разобьёшься...
"А волны и стонут и плачут..."
Фото-склейка в Китайском стиле:
"Горы и воды"
Немного фотошопа,)) для вящего драматического эффекта.
Самые зоркие могут заметить в верхнем левом углу
статую птицы: не то чайки, не то альбатроса,
но никак не ласточки - это точно,))
И ещё раз на прощанье.
Наконец последний пункт нашей программы на сегодня - и полюбившийся мне больше всего:
Массандра! Не надо ехидно улыбаться,) Я конечно люблю десертные вина, но также
не менее прекрасна архитектура Массандровского дворца в стиле
"Второй империи". Дворец, напоминающий замки Луары,
имеет длинную и запутанную историю. Его начали
строить в ещё 1882 для Воронцовых,
потом забросили и наконец
достроили в 1892-1902
для царского
двора.
И слава Богу,
что достроили - прекрасный
получился дворец. Поблагодарим за это
архитекторов: Этьена Бушара и Максимильяна Месмахера.
Внутри башенок замечательные винтовые лестницы, ничуть
не уступающие знаменитым лестницам Шехтеля.
Помимо лестниц во дворце много других прекрасных интерьеров, но...
что-то я утомился! И вообще мне спать давно пора -
заболтался я тут с вами совсем!
До новых
встреч!