Архитектурный Онанизм

Feb 01, 2012 22:47

Или о вреде небоскрёбов.

В связи с жестокими морозами и вынужденным домашним арестом, а также затянувшимся творческим кризисом: решил я выложить здесь одно своё древнее сочинение, порождённое необходимостью получить зачёт по художественной критике и вызвавшее бурное недоумение однокурсников и вялое отторжение преподавателей,)))

Предуведомление №1: ( Read more... )

Дворец Советов, история, Буле, Мк'Ким Мид & Уайт, небоскрёбы, Москва, Париж, Шальгрен, изыски умственные, Древний Рим, Юнг, Древний Египет, башня, СССР, Бог, Венеция, Брейгель, Гоголь, Рим, Дубай, готика, США, Эшер, ликбез, архитектура, Эйнштейн, волшебник, Татлин, бессознательное, Светлое Будущее, III Рейх

Leave a comment

a_barhin February 1 2012, 22:10:52 UTC
мне кажется перед тем, как публиковать такое,
надо все это отредактировать исходя из современных пристрастий,

или как-то выделить главную мысль,

критика американского города звучит неубедительно,
эта архитектура создана таким усилием, на таком высоком уровне, что...
и это практически все ручной труд был,
скорость возведения небоскребов невероятная, сложность декора поразительная,
(это впрочем не решает проблему абсолютного отсутствия ансамбля)

это я сейчас о небоскребах созданных до Второй мировой войны,

Reply

hablador February 1 2012, 23:37:15 UTC
Главная мысль впереди: это только 1 часть.

Редактировать с точки зрения каких-то престрастий считаю неумастным,)))

Что же касается критического настроя - то этот текст во многом и задумывался как провокационный. Я не отрицаю и не хочу, и даже если хотел бы - не смог бы отрицать значение небоскрёбов в мировой архитектуре. Но этот современный архитектурный феномен, равно как и вся наша современная жизнь - глубоко паталогичен в своей сути. Ситуация складывается тупиковая - и из неё нет выхода (как в смысле бытоыом, житейском, так и в смысле художественно-архитектурном: сам посуди, как архитектурно оформлять такое огромное здание!? какой архитектурный язык нужен для этого - ордер явно здесь уже не годится!) Но обо всём этом в следующий раз...

Тут вопросов больше чем ответов, так что не стоит воспринимать всё слишком буквально

Reply

a_barhin February 2 2012, 02:57:44 UTC
про оформление башен - как говорится, было бы желание

и все-таки мне кажется, что такие объемные посты требуют более продуманных высказываний, подобная провокативность не вызывает желание думать, беседовать,
хотя сама проблема вроде бы имеется,
в любом случае я убежден в том, что город ар-деко - это идеальный ответ на запрос города небоскребов, и несмотря на то, он был создан всего 80 лет назад, в глобальном смысле он потерян, невозвратим

с ув.
А.

Reply

hablador February 2 2012, 14:30:20 UTC
По-моему, город ар-деко во многом лишь утопия - Метрополис, ну или город из комиксов про Бэтмена. Реальный НЙ всё же гораздо более эклектичен.

Что же касается оформления башен, то при всём уважении, я пока убедительного и главное архитектоничного (сопоставимого с ордером) способа не видел пожалуй ни у кого.

))

Reply

hablador February 1 2012, 23:41:15 UTC
А насчёт качества абсолютно согласен - модерн по сути: от обивочного гвоздя до глазурованной плитки на фасадах,))

И по повтоду отсутствия ансамбля ты прав - но в НЙ и Чикаго это скорее вынужденная ситуация - капитализм: участки застраивались неравномерно.

Наши 7 сестёр - это первая попытка создать небоскрёб как ансамбль, да ещё вписанный в грандиозный ансамблевый градостроительный замысел.

Reply

inga_ilm February 2 2012, 00:16:33 UTC
извините что встреваю в разговоры взрослых, но ведь на самом деле Москва не планировалась как высотный город. просто были заданы силуэтные доминанты у подножия которых жил по сути тот же самый средневековый город. Каганович в 32 году представил Генплан, Москва рассчитана до сотки зеленых насаждений! и рассчитана на 5 миллионов человек. до середины 80-х я так понимаю город развивался исходя из этого алгоритма. цитата из речи Кагановича: Мы не сторонники городов-гигантов, мы объявляем борьбу на два фронта: против разукрупнения Москвы и против городской гигантомании, Мы отвергаем американский тип города с домами-небоскребами, населенными десятками миллионов человек. (симпатичная статья - В. Семенов Архитектурная реконструкция Москвы//Вопросы архитектуры, М., 1935 ( ... )

Reply

hablador February 2 2012, 14:01:25 UTC
Да, Инга, отчасти об одном, хоть впрочем каждый о своём,))...

Что же касается Москвы - Вы правы: она не задумывалась высотной. Но и "средневековой" её оставлять не планировали. Хотели приблизительно: "урегулярить" застройку наподобие СПб: прямые проспекты, в среднем 6-7 этажей + крупные ансамблевые доминанты в ключевых местах. Но важно, что и сами эти доминанты рассматриывались все вместе, как огромный ансамбль из семи башен с Дворцом Советов в центре (после войны впрочем 8-ым номером шёл уже Чечулинский "Наркомтяжпром" в Зарядье - а Дворец советов просто забросили).
Кстати ещё одной недовысоткой можно считать гостиницу "Пекин" с характерным шпилем в завершении.

Характерно сравнение с Шпееорвским планом Берлина: там НИ ОДНОЙ собственно башнеобразной доминанты не предполагалось вовсе!!! Самым высоким зданием был круглый Grosshalle наподобие Пантеона и явно сделанный с оглядкой на ранние проекты Дворца Советов. Но никаких шпилей, башен и прочих фаллических ассоциаций.

Reply

inga_ilm February 2 2012, 20:33:46 UTC
чрезвычайно интересно. Спасибо Алексей! но что касается планировки Москвы, я хоть и правда совершенно не в вопросе, ("это мы не проходили..." :), но все же мне кажется она должна была быть болше похожей на Рим Муссолини - широкие магистрали прорезали малоэтажное строительство, прятали старую Москву во дворах - как сохранившийся дворик около МХАТа на Тверской (тогда Горького). жизнь города оставалась прежней. пошаговая доступность, кафешки, лавки ремесленников - обувь, цветочные магазины, магазины продуктов, булошные-кафе, огромное количество скверов - можно было гулять по ним параллельно бульварам, 8 этажей - самые высокие здания. таким образом регулировалось количество жителей каждого микрорайона исходя из "санитарных норм". вот как раз немцы установили предел, гуще которого заселять нельзя - где-то в конце 80-х они столкнулись с этой проблемой очевидно в нашей части Берлина. как только нарушаются законы комфортного общежития - повышается уровень агрессии, начинает организовываться маргинальная среда. все правильно тут люди придумали ( ... )

Reply


Leave a comment

Up