Заканчивалась Великая Отечественная война. Промышленность выпустила не малое количество бронекатеров пр.1124 и пр.1125 для речных и озерных флотилий и прибрежных сил морских флотов.Но военная мысль не стояла на месте и в 1944 году началась проектирование нового бронекатера пр191.
БК пр 191
"Технический пр. 191 "малого" БКА был закончен в начале 1945 г. Опытный катер заложили 27 апреля на заводе №344 в Перми (тогда Молотове), спустя 18 месяцев, в октябре 1946 г., он вступил в строй. Проведенные в том же году испытания подтвердили худшие опасения - скорость БКА пр. 191 составила 15 уз., т.е. на оказалась на 6 уз. меньше, чем у БКА пр. 1124. Дальнейшее строительство признали целесообразным вести только по корректированному проекту 191М с дизелями М-50, серийное производство которых началось в 1947 г."
(Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Часть 1. Малый речной бронекатер пр. 191М. Тайфун №6/1999).
В серию пошел БК пр.191М.. которые строились в 1947-1952 годах ,водоизмещением 56,5 тонн. Они имели классическую для БКА схему компоновки, но вооружались уже разработанной после войны 85-мм универсальной башенной артустановкой МК-85 и двумя 14,5-мм пулеметными башнями 2М-6 также послевоенной разработки. Водоизмещение составляло 53,4/56,5 тонн, двухвальная дизельная ГЭУ имела мощность 2000 л.с., скорость полного хода 23 узла.
БК пр 191М на Амуре.
Очень много катеров пр.191М оказалось на Амуре в Амурской флотилии, какое-то количество досталось пограничникам. Но катерам из состава КАФ не повезло, вместе с другими бронекатерами ,канлодками и мониторами они попали под разделку..Не прошло и 5 лет как потребовалось снова создавать речные силы на Амуре.
Но рассказ сейчас не о том. Речь о снимке пограничного катера пр191/191М.Визуально определить проект сложно. Но из-за короткой карьеры катеров этого типа, осталось крайне мало фотографий. Три фотографии представляю Вашему вниманию.
На фото представлен ПСКР №№528 из Вч2492 и моряки-пограничники из его экипажа.
Фотографии сделаны в Казакевичево в 1967,фото личного из архива Владимира Рубана
P.S.:При обсуждении этих фотографий в группе в ВК, мнения разделились,но одной из версий осталась,что это все же и есть "таинственный
пр.191 . Из сообщения Александра Булгакова:
Первое фото - перед спуском на воду.
Второе - на Каме. На рубке - башня ДШКМ-2Б. Возможно, ходовые испытания.
Третье - более позднее. Под флагом пограничников, переделавших катер под свои нужды.
Стрелками обозначены архитектурные особенности, отличные от пр. 191М и 192, на которых верх капа на одном уровне с палубой "горба".
Так что, вероятнее всего, это и есть таинственный пр. 191.