1
Сегодня на Дальнем Востоке детские железные дороги действуют в Хабаровске, Южно-Сахалинске и в Свободном (самая старейшая,созданная еще до войны -о ней я рассказывал раннее
https://habarnew.livejournal.com/33651.html ).Но когда-то ДЖД , оказывается, она была и в Приморье, в поселке Кавалерово, куда так и не дотянули железную дорогу.
На территории парка центральной площади посёлка Кавалерово детская железная дорога появилась в 1960 году.Что характерно, к ее созднию МПС не имело отношения.
Строительство велось по инициативе Хрустальненского горно-обогатительного комбината (на тот момент главного предприятия Кавалеровского района).
Для возведения «аттракциона» были использованы материалы верхнего строения пути и подвижной состав одной из шахтных узкоколейных железных дорог, находившихся в ведении Хрустальненского ГОКа.
2.
Строили чугунку комсомольцы в свободное от работы время. Неэлектрифицированная магистраль, чья колея составляла 750 мм, была длиной 1 км. К однопутке прилагалось здание с открытой верандой. Это был железнодорожный вокзал - с билетной кассой, буфетом и залом ожидания.
3.
4.
5.
Неизменный восторг у детей и взрослых вызывал поезд. Он состоял из мотовоза и одного вагончика. Локомотив сделали Кулибины из шахтного электровоза (работающего от собственных тяговых аккумуляторных батарей), на который поставили корпус и салон от автобуса.
6.
7.
Обслуживали дорогу старшеклассники - воспитанники трех школ поселка. Девочки работали билетными кассирами и проводниками вагона, мальчики - машинистами, слесарями-ремонтниками, имелся даже начальник станции, носившей название «Комсомольская». По радио объявляли об отправлении и прибытии поезда. Один билет стоил 5 копеек.
Как вспоминает местная жительница п. Кавалерово Елена Стафеева, желающих прокатиться было очень много. Для таежного поселка - это было настоящее чудо. Развлечений никаких, даже телевидение не дошло еще.
А вот конец у истории грустный. Через 4 года в депо, где стоял мотовоз случился пожар, и дорога перестала существовать. Но этих лет хватило, чтобы мальчики и девочки «заболели» железной дорогой, связав с ней свое будущее. Разобрали рельсы только в 1968 году.
По материалам сообщения в группе АО "Экспресс Приморья" в ВК.