Дин Рид на БАМе.

Sep 23, 2015 02:12


                                           22 сентября день рождения Дина Рида



18 августа 1979 г. Тында.Сопка Фестивальная.Дин Рид и солистки вокально-инструментального ансамбля «Верасы» Ядвига Поплавская (в центре) и Надежда Микулич. Газета "Профсоюзная жизнь".2014 г

БАМ никогда не страдал из-за недостатка внимания к себе. Во все времена найдутся люди, готовые при случае щегольнуть своей приобщенностью к Великой стройке. Когда что-то хорошее нужно сказать - скажут, а ежели потребность в хуле появится - и здесь, как говорится, у них не «заржавеет». Такого наплетут - себе на удивление. Но не о них сегодня речь. А говорить я хочу о добрых друзьях, друзьях истинных, о которых в официальных кругах принято теперь вести речь подчеркнуто неуважительным, даже уничижительным тоном. Судьба этих людей во многом схожа с судьбой самой магистрали. Подобно БАМу, им то воздавали хвалу, то адресовали откровенные издевательства, в угоду политической конъюнктуре диаметрально противоположно оценивая их деятельность. Я веду разговор об одном из таких людей - певце, композиторе, режиссере и киноактере, активном борце за мир Дине Риде. Около тридцати лет уже нет на свете яркого артиста и певца, но память о нем жива в Тынде до сих пор.
В 1986 году  певец был найден мертвым в озере недалеко от своего дома в Восточном Берлине. Официально было объявлено, что он утонул. Немецкие друзья Рида считали это самоубийством. Семья певца полагает, что его убили... Таким он и остался для большинства своих друзей - не до конца распознанным мифом.
Популярный и неизвестный Десятки известнейших артистов побывали за сорок лет в Тынде, сотни знаменитых гостей. Но в честь гостя в Тынде назвали лишь одну улицу - на сопке Фестивальной, на которой в 1979 году пел Дин Рид. И теперь улица в микрорайоне Таёжном носит его имя. Годы ушедший и наступивий знаменательны для биографии Рида в нескольких смыслах.  22 сентября 2013 года он отпраздновал бы  свое 75-летие. 18 августа 2014- го  исполнилось 35 лет его, того самого, незабываемого концерта в Тынде. И текущщий  год, по восточному календарю, посвящен Лошади - животному, любимому Дином с раннего детства. . В 12 лет получил в подарок от отца гитару - с этого момента все девчонки в округе "принадлежали" ему. В 14 - юноша надел шляпу "стетсон", взял в руки лассо и, сев на лошадь, стал настоящим ковбоем, выигрывая призы на родео. Стоит добавить,  что Дин детства занимался спортом - в 16 лет стал чемпионом среди юниоров по подводному плаванию. Учился в кадетской школе, но офицера из него не вышло - ненавидел муштру. В 1955 году одна из рекламных фирм выбрала 17-летнего красавца Дина в качестве фотомодели. Забегая вперед, скажу, что с лошадью, во время пребывания Рида в Тынде, была связана забавная история. Но об этом ниже. В одном из своих интервью, уже в августе 1985 года, он заметил: «Я должен сказать, что одно из самых сильных моих впечатлений последних лет - БАМ, где мне довелось побывать. Я пел там для 25 тысяч зрителей - строителей прямо на сопке под открытым небом». Добавлю, что речь идет о концерте на сопке Фестивальной в Тынде. Состоялся он 18 августа 1979 года, на десятый день девятнадцатидневного гастрольного марафона Рида по трассе БАМа. Конечно же, число зрителей никто не подсчитывал - цифра в интервью условная и явно заниженная. Кто бы продавал билеты на концерты фестивалей бамовской гитарной песни? Но то, что, в тот день улицы Тынды обезлюдели (почти все ушли на сопку слушать Дина) - это точно.
Многим сейчас  и неизвестно уже это имя - Дин Рид. А тогда он был известной личностью. Американский певец, проживавший постоянно в ГДР, выслан из Америки за то, что публично стирал американский флаг, утверждая, что тот слишком запачкан кровью. «Красный Элвис» (название в честь бешено популярного в мире в 60-70-е годы американского поп-исполнителя Элвиса Пресли), как называли Дина Рида в прессе, был очень  известен в странах Латинской Америки и социалистических странах Восточной Европы. «…Всеобщий рев восхищения» Слух о приезде в Тынду Дина Рида разнесся мгновенно. К тому времени, когда в аэропорту сел ЯК-40, тысячи горожан собрались у посадочной полосы. Улыбающийся Дин спустился по трапу навстречу стоявшим у трапа самолета тогдашним «отцам» города, представителям штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе. Миловидная тындинка преподнесла певцу букет гладиолусов. Многочисленная людская масса устремилась к самолету. Каждый хотел заполучить хоть какой-то сувенир на память о встрече.
Прагматичный американец предусмотрел и такую ситуацию. На этот случай у него была заготовлена стопка своих фотографий. Спрашивал по-русски: «Как тебя зовут?» и писал на снимке: «Коле от Дина», «Светлане от Дина» . В и так далее. Получалось очень непосредственно.
Вечером в Доме культуры «Юность» состоялся концерт. Мест в зрительном зале было много меньше, чем желающих послушать певца. Люди «мостились» в проходах, на выступах, у открытых окон.
Рид вышел на сцену, начал петь. Зрители привыкли к темпераменту, зажигательности его песен. Но вдруг - спокойный, неторопливый аккорд. «Эту песню, - сказал Дин, - я посвящаю матери!». Полилась неторопливая мелодия. Заканчивая ее, певец встал на  колено.
Выступление Дина на Фестивальной сопке на следующий день проходило в рамках состоявшегося в Тынде четвертого общетрассового фестиваля самодеятельной патриотической песни. Начало  мероприятия было обставлено в традициях, соответствующих тем временам. Эстрадная площадка, стол президиума. Вступительное слово сделал тогдашний начальник Главбамстроя К.В.Мохортов. И в это время произошел забавный инцидент. Дин появился на глаза публике и встал в сторонке от стола президиума чуть позже. Люди, увидев его, начали аплодировать. Константин Владимирович в недоумении - его спич едва достиг середины - а тут вдруг аплодисменты. Не «захлопывают» ли? И, лишь повернув голову и увидев Рида, понял, в чем дело. Речь ему пришлось сокращать на ходу.
Рид пел на сопке чуть больше часа. Помогали ему ребята из белорусского ансамбля «Верасы», подпевала вся сопка. О нем тепло вспоминали артисты «золотого» состава ВИА, несколько лет назад  собравшиеся в минском кафе «БАМ» отметить 30-летие совместных гастролей на Байкало-Амурской магистрали с  Дином Ридом, который стал для них больше чем просто кумиром - неким символом своего времени. Был еще один повод, чтобы встретиться - день рождения Рида. Вот что говорила о нем солистка ансамбля Ядвига Поплавская: «Дин был суперпрофессионалом с великолепной актерской школой. Несмотря на свою огромную популярность и любовь со стороны женщин, вмещавшую в себя все: и зацелованные машины, и обмороки, и страстное желание пообщаться, доходящее до фанатизма, - он был внимателен к публике, которая приходила на концерт. Он располагал к себе людей. Не ощущалось этой стены, которая бывает между нынешними звездами, окружившими себя охраной, и простыми людьми. Порой комсомольцы  на БАМе увозили его с собой на ужин. Сами понимаете: застолье, тосты... Заканчивалось все тем, что они хлопали его по плечу: «Ты свой парень! Давай выпьем!» А сам он не пил. Но мужественно выдерживал эти посиделки. Его переводчик Олег Смирнов как-то сказал: «Как же Дин устал он этого». А потом на концерте с первой же песни полностью отдавал себя» Гитарист ВИА «Верасы» Геннадий Стариков: «Я тоже замечал, как по-разному воспринимали Дина Рида мужчины и женщины. Мужчины уважали его за храбрость, убеждения и мужество. Все-таки пять «ходок» в тюрьму за деятельность в защиту мира. В том числе и срок десять лет, которые он получил в Чили за призывы к свержению хунты Пиночета. (Когда-то в его доме в Буэнос-Айресе провел ночь Че Гевара.)
На БАМе проявились его лучшие азартные качества. Он любил все, что движется. Увидев лошадь, тут же прыгал в седло и начинал скакать. Не зря же носил шляпу Родео и ковбойские сапоги. Увидев ГАЗ-69, кричал: «Джип! Джип! Советский джип!» - и тут же просил дать ему порулить. Выписывал виражи на мотоцикле, пел на крыше вагона идущего поезда. Когда мы находились в Иркутске, у нас был потрясающий выезд на концерт в город Усть-Илимск. С утра на самолете Иркутск - Братск, потом на автобусе 500 километров Братск - Усть-Илимск сквозь тайгу. И прямо из автобуса на стадион. Дин прилетел на вертолете. Стадион был забит - 12.000 «поселенцев»! Когда ведущий объявил, что Дин пять раз был в тюрьме, раздался всеобщий рев восхищения. А как только мы заиграли первые аккорды, вся трибуна вдруг засияла солнечными бликами - невиданное зрелище. Мы догадались что это «солнечные зайчики» от донышек стеклянных бутылок с пивом и вином, которые все зрители принесли с собой и дружно к ним приложились». Теплом проникнуты воспоминания солистки ансамбля Надежды Микулич: «Дин Рид совершенно не знал русского языка. Хохмил иногда на концертах с помощью нескольких фраз, которым его научили. Был очень простой, легкий в общении. Он был красив не только внешне, но и внутренне. А как проходили концерты! До какой степени была отдача! Он был мокрый от пота после выступления. Его рубашку можно было выкручивать. Все ведь работалось вживую. Это сейчас везде фонограммы, а тогда было непосредственное общение со зрителем. Дин Рид выходил в зал, импровизировал. Вел себя как настоящий шоумен. Была у него одна песня, которую он делил на куплеты. Говорил: «Так, теперь поют только комсомольцы!», или «Теперь женщины», или «Те, кто любит выпить»... Однажды я подпела ему песню, которую знала еще со школы. И мы пели ее вдвоем дуэтом. Он не ожидал, что я ее знаю. Такой  был кайф! . Жаль, не сохранилось ни аудио-, ни видеозаписей. Мы работали на стадионах, на открытых площадках. Всегда стояла милиция, но кто-то прорывался. Помню, одна девушка рванула на сцену, а за ней побежали милиционеры. Но успела подарить Дину банку варенья и убежать обратно. По-моему, ее так и не поймали».
Вездесущие москвичи прознали, что на подворье у одного из тындинцев все-таки есть лошадь. Пришли они  к дому коневладельца, и  начали разговор. Мол, известный артист, и не просто известный, а американский, к тому же певец Дин Рид хочет сняться в кино на вашей лошади. Это будет почетно и для нее, и для вас.
Хозяин оказался мужичком прижимистым и своенравным. Да и на сопку Фестивальную, скорее всего, не ходил, телевизор не смотрел. - Не знаю я, - говорит, -  никакого Рида, и знать не хочу. И почета мне  никакого от вас не надо. И никакой лошади я вам не дам! И так упрашивали, и сяк. Мужик - ни в какую. Отправились тогда мосфильмовцы в горком партии: «Что за дела? Какой-то частный коневладелец съемку фильма срывает! Примите, товарищи меры». В горкоме естественно, возмутились. Отправили к строптивому уполномоченного, чтобы объяснил темному человеку, что подрывает он авторитет гостеприимного города, где есть всё, даже скакуны. А дед сам себе на уме оказался. Кто его знает, как все дальше повернется из-за «контакта» его лошади с иностранцем? Оседлал свою сивку, и навострился в сторону Соловьевска. И не по АЯМу поскакал, чтобы не перехватили, а таёжными тропами Старожил, однако. И следопыт…
Искать другую лошадь  уже не было времени. Динамичный и необычный кадр не состоялся.
Так и окончилась первая и единственная попытка Дина Рида проскакать по Тынде на лошади. Но этот пробел он с лихвой компенсировал в поставленных им фильмах об американских индейцах, в которых участвовал в качестве актера и режиссера.
Геннадий Астахов
Собкор на БАМе, газета "Амурская правда"

БАМ, 1979 год, Дин Рид, СССР, Дальний Восток

Previous post Next post
Up