Киевская Русь складывалась веками. Владимирская - выросла за пару десятков лет. Она стала первой попыткой русской цивилизации не только раздвинуть свои границы, но и обрести новый смысл. Сподвижники и подданные князя Андрея наконец осознали Православие не как «греческую», но как свою, русскую веру. Поэтому владимирская культура создавались на волне небывалого религиозного подъема. Вниз по Клязьме, Оке и Волге к язычникам и мусульманам из Владимира поплыли не только купцы, но и священники-миссионеры. Русь разворачивалась лицом к Востоку. Но этот разворот уравновешивался мощным притоком переселенцев, устремившихся в города владимирской земли из других княжеств, из центральной и южной Европы, и даже из Святой Земли. Слишком многим хотелось жить в чудесном сияющем городе на холме, князь которого уже при жизни получил прозвище «Боголюбский».
Казалось, долгожданный новый мир наступил. Сбылось всё, о чем можно было мечтать. Но Андрей по-прежнему торопил ход времени. Он хлопотал об устройстве самостоятельной Владимирской митрополии, учреждал новые, неведомые в Византии церковные праздники в честь Покрова Богоматери и Нерукотворного Спаса, планировал присоединение Среднего Поволжья, а главное, начал объединять погрязшие в междоусобных войнах русские княжества в единое самодержавное государство и даже примерять на себя императорский титул. Современники сопротивлялись отчаянно. Откуда им было знать, что княжеские решения опережали русскую действительность на сотни лет?
Однако Андрей не хотел отступать. К тому же, его жгла память об оставленном отце. После ухода сына Юрий не просидел в Киеве и двух лет. В 1157 году киевляне отравили своего князя, а потом разорили его дом. Через двенадцать лет войско, собранное Андреем, жестоко разграбило древнюю столицу. Месть не принесла облегчения. К тому же, на следующий год другое владимирское войско было разбито под стенами Новгорода. Участники битвы рассказывали, как за обреченный город вступилась Сама Богоматерь. Значит ли это, что Она теперь отвернулась от Владимира?
Князь Андрей не мог отыскать ответа на этот вопрос. Из окон своего замка в Боголюбово он по-прежнему смело вглядывался в грядущее. Но почти все его дети погибли в сражениях или умерли у него на руках. Жена, когда-то вместе ушедшая с ним из Киева, перестала его понимать. Новоиспеченная владимирская элита роптала. Процветание края далось тяжким трудом, и самое время было остановиться, чтобы насладиться достигнутым. Верность вождю, когда-то указавшему путь к благоденствию, становилась обузой для тех, кто хотел наконец вкусить плоды своих усилий. К 1174 году мятеж созрел сам собой. В одну из коротких летних ночей толпа пьяных заговорщиков с оружием вошла в княжескую спальню. Его добивали в подвале башни, выстроенной на том самом месте, где девятнадцать лет назад он впервые встретился с вечностью. Настало время увидеться вновь.
Читать статью:
http://www.naslednick.ru/archive/rubric/rubric_4177.html