О МОНАРХИЗМЕ ПОДЛИННОМ И МНИМОМ

Jan 18, 2018 11:39

Отец Павел Флоренский:
«Самодержавие должно быть не только отличаемо, но и противополагаемо автократии, которая для меня тождественна с абсолютизмом. [...] Самодержавие есть понятие вероучительное, а не правовое, и настаиваю на этом. [...] Следовательно, если Самодержавие - в плоскости религиозной, конституционную форму надо рассматривать в плоскости правовой, т.е. что с точки зрения вероучительной я ничего, т.е. ни за, ни против, не говорю, и не хочу, и не могу говорить о конституциях, ибо вообще не стою на точке зрения правовой. [...]
В области практики, разумеется, Самодержавие может выродиться и вырождается в абсолютизм. Как брак м[ожет] выродиться [нрзб.] [...] Другими словами абсолютизм есть особый вид конституции, хотя и предельный, акт, когда суверенные права народа возлагаются на одного, и этот один делается Императором.
Императорская власть, как бы ни была она ненавистна, по существу своему ничем не отличается от различных республиканских властей, ибо есть простое механическое единство, сумма их, совмещение полноты власти в одном лице. Но в природе ее нет ничего такого, чтобы нельзя было разложить ее снова на составные части.
Император от империи, а не империя от Императора. И потому м[ожет] б[ыть] империя без Императора. Императорская власть есть поэтому право, каким бы ни была она насилием, и как таковому оно [1 нрзб.] народам, его давшим, Имп[ератор] есть функция, а не лицо, должность, а не сан.
Напротив, Царь, есть Лицо, и прежде всего Лицо как власть. Царственность его - не право, а Дар Божий, и как таковое м[ожет] б[ыть] отнято лишь Богом, а не людьми. Можно верить или не верить, что некий Z есть Царь или не Царь. Но если веришь в то, что никто, кроме Бога, не может отнять у него [1 нрзб.], а если не веришь, то ничто не может дать его - кроме опять-таки Бога.
Царство от Царя, а не Царь от Царства. Если народ верит, что некоему монарху именно он дал особую власть - Царск[ую] власть и, тем выделил его из рода всех людей, то не для нас Царь.
Но если сам Царь или народ его перестали верить…, то тем самым он, для народа перестает быть Царем, и никакая сила, никакие выкрики, никакая [3 нрзб.] Царственности не несет».

монархизм, философия, Церковь, Сергей Фомин, размышления, Константин Леонтьев

Previous post Next post
Up