Гудбай, Америка, О!

Nov 15, 2017 16:24

Оригинал взят у ivkonstant

Почти пятьдесят лет назад. Представьте: спортлагерь, мужская спальня, где дрыхнет десяток набегавшихся за день юных легкоатлетов и негромкий разговор на соседних койках.

-- А ты хотел бы в Америке побывать?
-- Еще бы!
-- А зачем?
-- Джинсы бы купил, кроссовки модные. Да и вообще, прикинулся "по-фирме".
-- А я бы дисков накупил классных. Ну там: Роллинг Стоунс, Джимми Хендрикс... Ну и Битлов,конечно.

Двугласный печальный вздох означал ясное осознание беспочвенности подобных мечтаний.

Этим незамысловатым пацанам Америка представлялась сказочным супермаркетом, где почти задаром раздают всякие ништяки. Одновременно там линчуют негров и процветает мафия. Поэтому жить в США невозможно, да и незачем - в СССР вполне нормально - пацаны-то вполне простые, советские, спортсмены . А вот попасть на время - поглазеть и прибарахлиться было бы здорово. Как в сказке побывать. Но невозможно, разве что - по сказочному везению или блату.

Много позже, лет этак через пятнадцать, появилась и зазвучала из всех магнитофонов "Гудбай, Америка". Там повзрослевшая, но так и не побывавшая в США молодежь, уже не очень вздыхает по джинсам (их и здесь можно купить на черном рынке).

Америка - это мечта. Юношеская мечта о запретных плодах. Мечта о свободе, с которой прощается повзрослевший юноша.
Америка - свобода. А у нас? Какая может быть свобода в несвободной стране. Гудбай, Америка, гудбай, свобода. Так эта песня тогда воспринималась многими. Весьма поверхностно воспринималась, надо признать.

Но речь не о песне, и не об Америке. Речь о мечте. К середине 80-ых Америка в России превратилась в коллективную мечту, не общенародную, конечно, не стану перегибать палку. Скажем так: в мечту значительной части советской интеллигенции. Одни стремились туда эмигрировать, другие лелеяли надежду перелицевать Россию под Америку. И тем и другим вскоре представился исторический шанс. О тех, кто уехал речи нет - уехали. А вот "перелицовщики" основательно перекроили лицо нашей страны.

Недавно журнал "Сноб" опубликовал небольшой фрагмент из новой книги Петра Авена, содержащий весьма любопытный диалог двух постаревших "младореформаторов": Авена и Чубайса. Тема диалога традиционная: кто виноват, что либеральная демократия не прижилась в России.

Текст этот стоило бы прочесть опытному психотерапевту: такие психологические бездны открываются там на каждом шагу. От былого преклонения перед Пиночетом, до утверждения, что 25 "мальчиков" из команды Гайдара построили в России рыночную экономику. Как будто экономика в современной России и в самом деле является рыночной, ну ладно, этот в конце концов проблема дефиниций: что понимать под рыночной экономикой?

"Дедушка приватизации"( так он сам себя однажды назвал) и учитель "младореформаторов" Виталий Найшуль и советскую планово-распределительную экономику называл рыночной ("бюрократический рынок") и небезосновательно указывал на ее сходство с современной российской.

Но утверждать, что нашу нынешнюю экономическую химеру слепили на коленке "25 мальчиков" - не понимая, что это чудо селекции - продукт коллективного труда десятков тысяч "приватизаторов" в центре и не местах... А все их скороспелые реформы только потому и были реализованы, что узаконивали уже отчасти состоявшуюся криминальную приватизацию... Попахивает манией величия.

Впрочем, не станем отнимать хлеб у психотерапевтов.

Речь о другом. Авен пишет: "Когда мы пришли в 1991 году в правительство, у нас была некая модель мира. Во многом, конечно, это была модель западной демократии".
Но западные демократии изрядно различаются между собой. Нельзя ли поконкретней?

Пожалуйста - прямолинейный Чубайс расставляет все точки над i. "У нас модель российская, она не может быть американской", - возражает Авену "помудревший" Чубайс. Это он теперь так считает: Авен декларирует, что его модель счастливого будущего осталась той же, что и в 1991 году. А у Чубайса поменялась. Поверим Анатолию Борисовичу на слово. Но тогда, в начале 90-ых, все они сверялись по Америке. И Чубайс невольно признается в этом.

Впрочем, это не новость для России: "Америка России подарила пароход", "Догнать и перегнать" - такое впечатление, что наша интеллигенция, переболев в XIX веке англофильством, но придя к неожиданному выводу, что "англичанка гадит", она плавно перенесла свою неудовлетворенную страсть на вошедшую в возраст дочку "королевы морей".

Соль, однако, в том, что с приходом в 1991 году в правительство "младореформаторов" инфантильная по сути "американская мечта" русской интеллигенции овладела массами молодых управленцев и тем самым превратилась в материальную силу. Россия вновь стала жертвой очередной утопии.

Нужно ли объяснять, почему американизация России была (и остается) чистейшей утопией? Наверное, нужно.
Поскольку некоторые чудаки до сих пор считают, что единственным реальным прогрессором в нашей стране может стать американская оккупационная администрация. В послевоенных Германии и Японии, говорят, они действовали довольно эффективно.

Оставим сравнение количества и качества всевозможных боеголовок военным специалистам. Лично я считаю, что Россия непобедима сегодня по той же причине, по которой неуловим "Неуловимый Джо" из бородатого анекдота. Это мое личное оценочное суждение, на котором я не слишком настаиваю.

Дело в другом. Важнейшей исторической особенностью России, на мой взгляд, является сильнейший рефлекс консолидации при наличие внешней опасности (реальной или мнимой - неважно) и, как следствие, рефлекторное отторжение всего, что навязывается извне. Не исключено, что это след пресловутого татаро-монгольского ига в генетической памяти народа.

Обратной стороной этой медали можно считать удивительную покорность "родной" власти, какой бы деспотичной она ни была, и полное растворение общества в государстве. Именно поэтому всякие радикальные перемены в России осуществляются сверху. Сверху всегда навязывалась и вестернизация, которой архаичные низы научились довольно успешно противодействовать методом тихого саботажа.

Таким образом Россия претерпела (и переварила) не одну волну вестернизации, сохранив основы национального "генетического кода", который постоянно воспроизводит модель общества и государства, построенного по армейскому принципу (или орду, как иногда говорят). И как бы в повседневной жизни это общество не было атомизировано, по сигналу горниста оно моментально перестроится в батальонные тактические группы. Но сигнал должен поступить сверху. Снизу у нас раздается только разбойничий свист. Иногда он бывает настолько громким, что забивает даже звук царского горна. Но это случается редко и не об этом сейчас речь.

Что общего между нашей "ордой" и американским комьюнити? Можно ли реформировать ее в комьюнити?
Теоретически, наверное, можно, но пока никому не удавалось. Поэтому все усилия (и насилия) дают лишь эффект мимикрии: видимость рыночной экономики, видимость правового государства, покровительственная окраска в в виде выборов и т.д.

Сказанное не означает, что в нашей стране невозможны быстрые изменения или исключены глубокие реформы.
Россия постоянно меняется, развивается и мимикрирует. Но остается при этом командным обществом, ожидающей сигнала очередного генсека, президента, хана, сиречь - вождя.

Чубайс это, кажется, осознал (или сделал вид, мимикрировал под текущую конъюнктуру. А господин Авен продолжает петь свою унылую песню о верности универсальным либеральным ценностям, торжество которых во всемирном масштабе так же неизбежно, как еще недавно неизбежной была победа коммунизма.

Серьезнейшие вопросы о возможностях, методах и сроках постмодернистской трансформации нашего традиционного по преобладающему психотипу общества, этими авгурами либеральной мысли даже не ставятся. Не осознаются вся серьезность этой проблематики и всем русскоговорящим сообществом либералов (за редкими исключениями).

А значит следующая попытка реформации (а она неизбежна) вновь будет осуществляться на глазок, второпях и через колено.
Традиция все перетерпит, мимикрирует и, как птица Феникс, возрожденной восстанет из грядущего пепелища.

Выхода нет? Об этом в следующий раз.

меритократия, психология, элита, Россия, наши песни

Previous post Next post
Up