Нравственное оправдание анархиста

Apr 03, 2017 23:17

Оригинал взят у wyradhe в Истинно передовые люди и анонс на лето: записки Лукени, и Альфредо Бонанно
Истинно передовые люди и анонс на лето: записки Лукени, Альфредо Бонанно, "нравственная констистенция анархиста".

Hurry up, comrade, shoot at once on the policeman, the judge, the wealthy, before a new police will hinder you. - Альфредо Бонанно.

В 1898 революционный анархист Луиджи Лукени убил императрицу Елизавету "Сисси" - ну просто так, в порядке ликвидации паразитов-никогда. Получил пожизненное. В 1998 вышли его записки (по-французски), написанные в тюрьме. Я их заказал вкупе с другими материалами о Лукени и, если получу, собираюсь осветить высокий дух данного борца, о котором и сейчас пишут очень проникновенно:

Da kann man/frau Lucheni schon verstehen, der als verarmter Arbeiter die AristokratInnen und ihre Albernheiten haßt, die vom Geld und von der Arbeit anderer leben und nie existentielle Sorgen haben. Zudem ist es die Zeit der "Propaganda der Tat", d.h. der anarchistischen Attentate ( http://www.graswurzel.net/232/lucheni.shtml ; прогрессивный автор настолько прогрессивен, что пишет вместо безличного и бесполого, но все же этимологически маскулинного немецкого man гендерно равноправное "man/frau" - это все равно как если бы по-русски писали вместо "друг друга" - "друг/подруга друга/подругу", а то получается неравенство - "друг друга", один м.р. на другом, а где же ж.р.? Впрочем, в Англии это уже рекомендуют на общем уровне: http://wyradhe.livejournal.com/509137.html?thread=18293969#t18293969 )

"Так что можно прекрасно понять Лукени, который, как бедняк-рабочий, ненавидит аристократок и их прихоти, которые [аристократки, а не прихоти] живут за счет чужих денег и труда и не имеют экзистенциальных забот. Вдобавок это время "Пропаганды действием", то есть анархистскими убийствами".

Вестимо, чего ж тут не понять. Издание записок Лукени во Франции вышло под заглавием, где он именуется "Потерянное дитя": "Mémoires de l'assassin de Sissi. Histoire d'un enfant abandonné à la fin du XIXème siècle racontée par lui-même" (Воспоминания убийцы Сисси. История потерянного ребенка конца 19 века, рассказанная им самим). So soapy sweet!

Впрочем, выдающийся анархист-инсуррекционист наших дней Альфредо Бонанно (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BE_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F ), автор труда Armed joy, Вооруженная радость (не путать с горизонтальной радостью из Швейка), пишет о Лукени еще проникновеннее - в 2008 году (https://archivio.edizionianarchismo.net/library/luigi-lucheni-come-e-perche-ho-ucciso-la-principessa-sissi.html):

Lucheni non ha la bellezza fisica di Caserio né la preparazione intellettuale di Henry né la tracotanza affascinante di Ravachol, è un povero manovale. Il suo gesto non ha quindi mai incontrato la fortuna che ha da sempre accompagnato le azioni di altri anarchici. In più, colpisce una donna, e in particolare una icona (falsa, come tutte le icone) della belle epoque, la moglie di Francesco Giuseppe, imperatore d’Austria. Eppure quest’azione ha molto da insegnare nella sua esemplarità. Il comportamento di Lucheni, a volte perfino puerile nell’entusiastica accettazione del proprio destino, è unico. Non si lascia abbattere, contrattacca sempre, rivendica, non intende nemmeno fuggire per meglio assicurare la leggibilità rivoluzionaria del suo gesto, non fa nomi e si porta il suo segreto nella tomba. Molto si potrebbe dire sulla “povera” Sissi, fantasma edulcorato perfino da una cinematografia da rotocalco, ma sarebbe un’analisi inutile. Quello che conta è che era una imperatrice, la moglie, consolatrice remota e arcigna - se si vuole perfino peggiore - dell’imperatore austriaco. Lucheni, nel corso dei tanti interrogatori, espone bene i motivi del suo gesto. In fondo gli anarchici, in questo genere di decisioni, non hanno mai avuto soverchi dubbi. Un povero manovale si erge da solo contro un monumento storico. Lo scontro è impari, ogni confronto perdente, eppure, alla fine, la coerenza morale dell’anarchico emerge in tutta la sua purezza. È la sua vita che egli mette in gioco, niente di più, niente di meno.

У Лукени нет ни физической красоты Казерио, ни интеллектуальной подготовки Анри, ни захватывающего превосходства Равашоля, это бедный чернорабочий. Его жест так не встретил успеха, который всегда сопровождал действия других анархистов. Кроме того, он заколол женщину, да еще и икону (фальшивую, как и все иконы) времен "Belle Epoque", жену Франца-Иосифа, императора Австрии. Тем не менее, этом действие в своей образцовости имеет много такого, чему нужно было бы учиться. Поведение Лукени, иногда даже детское в энтузиастическом приятии своей судьбы, уникально. Никогда он не дает себя обескуражить, всегда контратакует, дает сдачи, даже не хочет бежать, чтобы лучше обеспечить революционную читаемость своего жеста, не называет имен и уносит свою тайну в могилу. Многое можно было бы сказать о «бедненькой» Сисси, - сказочке, подслащенной вдобавок "желтой" кинематографией, но это было бы ненужное углубление. Значение имеет только то, что она была императрицей, женой, утешительницей, отдаленной и неприветливой,  - если угодно, даже хуже, - австрийского императора. Лукени на допросах хорошо объясняет причины своего действия. По сути, анархисты, принимая решения такого рода, никогда не переобременяли себя сомнениями. Бедняк-чернорабочий встает во весь рост в одиночку против исторического монумента [=императрицы]. Борьба неравна, каждый готов кинуть камень в того, кто потерпел неудачу, но в конце концов нравственная консистенция анархиста восстает во всей ее чистоте. На кон он ставит свою жизнь, ни больше ни меньше.

Триест, 2 декабря 2008

нелюдь, портреты, террор

Previous post Next post
Up