Шествие волхвов.

Jun 15, 2016 19:58

В часовне дворца Рикарди во Флоренции, которую Беноццо Гоццоли расписал в 1457 году для Пьеро Медичи, в целом ряде прелестных фресок изображено шествие царей-волхвов по полям флорентийским. Свежестью красок, изяществом компоновки, яркостью изображения жизни высшего сословия XV века, которую они воскрешают перед нами, это произведение одно из самых чарующих, какие оставило нам раннее Возрождение. В нем есть еще другая прелесть: большинство лиц, изображенных художником в его живописи, - портреты членов семьи Медичи, а также знаменитых гостей, которых с почтительным любопытством Флоренция принимала за несколько лет перед тем, по случаю собора 1439 года. На одной стене изображен патриарх Константинопольский Иосиф, сидящий на муле и окруженный монахами; на другой - император Греческий Иоанн VIII Палеолог, верхом на белом коне в великолепной сбруе, необыкновенно изящный в своем длинном зеленом одеянии, с большими золотыми вышивками, в шапочке с приподнятыми полями, накрытой золотой короной. Еще известны другие памятники, знаменитая медаль Пизанелло, барельефы, вылепленные Филарете на дверях собора Святого Петра, наконец, прекрасный бронзовый бюст, недавно открытый, на котором тот же Филарете с необычайной силой жизненности изобразил несколько экзотические черты византийского царя, и все это говорит нам о том глубоком впечатлении, какое произвело в Италии посещение Иоанна Палеолога, о воспоминании, какое оставило по себе великолепие его блестящей и живописной свиты. Но не этим одним ограничились сношения греческого монарха с Западом, есть другие, нагляднейшим образом иллюстрирующие отношения, существовавшие между греками и латинянами в эпоху последних Палеологов, накануне окончательной катастрофы, в которой должна была погибнуть Византийская империя. (Шарль Диль. Византийские портреты.)
Оригинал взят у rinam_style в Шествие волхвов.




Оригинал взят у about_artart в Шествие волхвов.

"Шествие Волхвов"...
Цикл этих фресок, представляющих собой единую декорации является росписью Капеллы Волхвов (Cappella dei Magi).Это знаменитая капелла в Палаццо-Медичи-Рикарди (Флоренция), расписанная художником Беноццо Гоццоли в 1459-60 гг. на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники.

Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli, (1420-1497) - итальянский (флорентийский) художник, автор многочисленных циклов фресок.

В 1459 году художник получает заказ от семьи Медичи и приступает к работе.
Я не стану изображать исключительность, не буду ловить информацию в облаках, а просто возьму её из википедии :)

Смысловой центр росписи капеллы - алтарь, в центре алтарный образ "Рождество", исполенное Ф. Липпи. Прямо над ней Беноццо Гоццоли написал символы 4х евангелистов, а на боковых стенах абсиды - сонмы ангелов, поющих славу новорожденному Иисусу. На узких простенках над входами -  пейзажи с пастухами, пришедшими поклониться Младенцу.
Три остальные стены капеллы - это непрерывная фреска, изображающая нескончаемое многолюдное шествие, возглавляемое тремя вохвами. В процессию включены более 150 фигур, среди них - члены семьи Медичи, их приближённые и даже сам автор фрески - Беноццо Гоццоли.  Вифлиемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы.

Образы столь идеализированы, что сложно с полной уверенностью отождествлять их с реальными историческими персонажами. И всё же...
Три стены - три "короля".



По ходу дела прочитала об одном нюансе, связанным с Рождеством и Новым Годом. Правда это относилось к Испании, но наверное не только. Вот текст:
"Однако с наступлением нового года череда праздников вовсе не завершается. Скорее, наоборот. Впереди еще один важный праздник - праздник волхвов (или, как его еще называют, День трех королей). Он посвящен трем языческим царям-магам - Валтасару, Мельхиору и Гаспару, которые, согласно евангельской легенде, пришли поклониться новорожденному Христу. День волхвов славится одним зрелищным событием. Это - прибытие волхвов и шествие по улицам.

6 января вечером к берегу причаливает корабль, из которого выходят трое «королей» и их свита - слуги и придворные. Под ликование толпы, салют и музыку они садятся на лошадей и отправляются по улицам города, образуя настоящее карнавальное шествие. Главные действующие лица, неспешно едущие на конях и в каретах, кидают в толпу горсти конфет и мелких подарков, осыпают счастливых граждан конфетти и поют праздничные гимны.

Подобное действо происходит не только в столице. Каждый город старается организовать нечто похожее, и в каждом уголке Испании прибытие волхвов обставляется как-то по-своему".
В Каталонии, например, в День Королей на завтрак положено есть Роскон - пирог с марципанами, в которой запекается маленькая фигурка и фасолинка. Тот, кому достанется кусок с фигуркой - становится королём праздника, а кому фасолинка - тот оплачивает Роскон.

http://www.arttravel.ru/directory/articles/holyday_festiva/new_year_spain/
Итак - шествие. Восточная стена - Процессия Молодого Короля, южная стена - Процессия среднего Короля, западная стена - Процессия Старого Короля.

Начинаем с Молодого Короля. Восточная стена.



Во главе процессии скачет молодой волхв в окружении пажей - Лоренццо Великолепный.

Затем, впереди кавалькальды - Пьеро Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда). Опознается при сопоставлении лица изображенного с портретным бюстом рабты Мино де Фьезоле. Считается, что рядом с ним изображен его брат Джованни Медичи или же отец Козимо Медичи.





Лоренццо Великолепный



Пьеро Медичи



Возможно, изображены сын миланского герцога Галеаццо Мария Сфорца и Сиджизмондо Малатеста, правитель Римини





В толпе изображен человек, на шапке которого написано Opus Benotii. Это автопортрет художника.Считается, что в группе портретов есть также изображения Витторино да Фельтре, Марсилио Фичино, Филиппо Строцци и Никкола да Уццано, однако опознать их невозможно.

На заднем плане - живописные пейзажи и сцены охоты.







Тут хорошо видны ласточки, несущие благую весть.

Южная стена. Процессия Среднего Короля.



Принято считать, что второй волхв - это византийский император Иоан VIII Палеолог, который жил во Флоренции за 20 лет до написания фресок, во время, когда там проходил флорентийский собор.




Имеется медаль с портретом Иоанна, сделанная Пизанелло во время пребывания императора в Флоренции.
enter>

Как видно, сходства нет, образ короля условный.



Три пажа за спиной второго волхва - возможно, одетые в мужские костюмы сестры Лоренцо - Бьянка, Наннина и Мария, образы так идеализированы и неиндивидуальны, что официально установить что-либо сложно.
Пажи:





Ничего пока не нашла об этих персонажах.
Задний план  - прекрасные пейзажи Италии... В небе кажется фазаны (фазанов смотрим на репродукции с общим видом).



Западная стена, Процессия Старого Короля.



Считается, что третий король - это константинопольский патриарх Иосиф.





Юноша с гепардом за спиной, возможно Джулиано Медичи.



Нельзя не обратить внимание так же на это кошачье создание, имени которого ни кто не знает :)



Эти персонажи пока тоже неизвестны.





О пастухах.

Левая фреска:





Правая фреска.



Об ангелах.
Две фрески с ангелами мне кажутся исполнены на более высоком уровне, чем фрески с процессией. Есть даже какая-то ассоциация с Фра Анджелико...Левая фреска.








Правая фреска.





И Алтарь, исполненный Липпи:



На этой картине все лица, кроме лица Марии мне кажутся кукольными, вплоть до иронии, гротеска, лицо Марии - нежно и вдохновенно, удивлено и полно печали о грядущем.Так в этих фресках воплотилась, кажется вся Италия: вдохновенна, щедра, великолепна, кукольна, гротескна, царственна и проста, даже дика в своей сохранившейся первозданности, идеализирована и вместе с тем возвышенна в своей полноте.Использованы материалы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%B2%D0%BE%D0%B2

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Византия, Ренессанс, Италия, искусство

Previous post Next post
Up