Оригинал взят у
pascendi в
О школе, Мариванне и финской модели образованияНа Правмире некая Татьяна Краснова
выложила статью, в которой ругает учительницу, двадцать минут оравшую на учеников седьмого класса. (Орать на учеников -- неправильно, конечно, но орала она за дело: класс 10 мая явился после праздников полностью неподготовленным. Макаренко, кстати, бывало, что за дело и в морду давал -- только, разумеется, надо, чтобы воздействие соотносилось с причиной его).
Краснова долго и эмоционально рассуждает, какой это ужас -- "взрослая тетка с несчастливой судьбой, загнанная обстоятельствами в эту горестную щель - среднестатистическую российскую школу". Потом она задаётся законным вопросом: что делать? И тут почему-то заявляет, что "Лучшей системой образования на сегодняшний день считают финскую... Финские школьники лидируют в чтении, математике, естественных науках". Понятно, что после заявления одного из российских высокопоставленных товарищей, что надо перестраивать нашу школу по финской модели, другого и не следовало ожидать от дамы, рекомендующей себя как "публициста", но дело в том, что
объективные данные этого заявления не подтверждают: в исследовании TIMSS 2011 года Финляндия находится на 3-8 местах. Да и про высокие места финнов на международных олимпиадах, скажем, по программированию -- никто никогда не слышал.
А кто же стабильно занимает первые места -- не в фантазии журналистов, а на самом деле?
Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Тайвань.
Там, кстати, учат не по финской модели ("Финская школа славится своей демократичностью, домашней обстановкой, отсутствием оценок и полной свободой. Детям там весело и интересно, никто и ни к чему их не принуждает, на переменах они в любую погоду играют во дворе, а в классе сидят на полу и на мягких диванах. На выполнение домашних заданий уходит не более получаса в день, все занимаются спортом и растут развитыми, гармоничными личностями"), а по ровно противоположной.
Нынешние корейские дети, которым приходится помимо школы посещать еще различные курсы, зачастую «заняты больше, чем взрослые». По статистике, каждые девять из десяти школьников в Корее берут дополнительно частные уроки. Немного расслабиться им удается лишь в редкие часы досуга, сидя у компьютера.
Ребенок, приходя из школы, едва отдышавшись, отправляется на курсы, а вечером, чтобы немного отдохнуть, садится к компьютеру. У него нет возможности просто провести время в играх со своими сверстниками. Сознавая пагубные последствия подобного положения, в некоторых корейских школах стали создаваться группы продленного дня, в которых для детей предусмотрено коллективное проведение досуга.
Вообще, жесткое давление на ребенка, который с раннего детства должен соответствовать предъявляемым ему требованиям, много работать и отвечать за свои поступки, весьма характерно для корейской педагогики - как семейной, так и школьной... В корейской школе регулярно составляются рейтинги учащихся, и очень важно оказаться в этом рейтинге как можно выше, ведь впереди - поступление в университет.
Специальные учебные заведения «хавконы» (аналог «Дзюку» у Японцев) занимается натаскиванием учеников по предметам школьной программы. Кроме того, многие «хаквоны» занимаются тем, что у нас именуют «общим развитием».
Корейские родители, как и наши родители советских времен, преодолевая сопротивление своих чад, направляют их на бесчисленное количество всяческих общеобразовательных курсов. Сейчас особой популярностью пользуется музыка, балет, рисование и тесно с ним связанная традиционная каллиграфия, а также, конечно, английский язык.
Последние 3-4 школьных года в жизни корейского старшеклассника превращаются в пресловутый «Экзаменационный ад», когда среднестатистический подросток проводит 11 часов в день в школе и в «хаквонах», а кроме этого, занимается с репетиторами. Всяческие «общеобразовательные» развлечения откладываются на послеэкзаменационное будущее.
Сингапур и Гонконг -- это китайская модель: три ступени, жесткие экзамены по окончании каждой, большие нагрузки, дисциплина, дисциплина, дисциплина...
Ну, и результат налицо.
Кстати, если сравнить тенденции в экономике Финляндии (которая постепенно потеряла всю наукоемкую промышленность) и в ЮК, Гонконге и Сингапуре -- то эти тенденции, с большой вероятностью, объясняются, кроме прочих причин, еще и особенностями моделей образования.