Originally posted by
yu_sinilga at
Д.М. Балашов: Великим нациям не прощают их прежнего величияМне всё вспоминается убитый 17 июля 2000 года при невыясненных до конца обстоятельствах писатель Дмитрий Балашов. Странно так: окровавленное тело завернуто в рогожу, рукописи в клочья; одного из младших сыновей пытались объявить отцеубийцей.
Помню, в двенадцать лет меня впечатлил его роман об Иване Калите "Бремя власти" (мы тогда выписывали "Роман-газету". Кстати, удивилась, что она и сейчас выходит). Основательный труд - эпопея "Государи Московские", и даже евразийская концепция Льва Гумилёва, учеником которого Балашов считал себя, ему не слишком навредила ("золотоордынские настроения" Балашова напоминают мне другого замечательного исторического романиста, Сергея Бородина, с трилогией о Тимуре и романом о Дмитрии Донском). Всего филолог, этнограф написал девять романов и две повести, которые изданы миллионными тиражами, перед "перестройкой" он был в десятке самых издаваемых и читаемых авторов. Им записаны десятки былин и русских народных песен, написаны десятки же статей по проблемам устного народного творчества.
Вчера конспектировала последнюю его, предсмертную статью: многие мысли свежи, как будто статья написана на злобу дня.
"Великим нациям не прощают их прежнего величия, - эту формулу я вывел из исторического, нескольких тысяч лет, опыта человечества. Русским не позволят, в случае нашего глобального поражения, остаться в виде маленького изолята - их уничтожат, потому что будут все равно бояться, что русские рано или поздно - снова воспрянут. Даже тех русских, которые согласятся забыть даже свое название, согласятся именоваться кем угодно - даже и таких будут уничтожать. Я никого не пугаю, я просто делюсь с вами своим глубоким убеждением, основанным на исторических фактах многих-многих веков.
Еще раз: мы должны твердо понять, что за нами никого не будет - и надо распрощаться со своим языком, своей культурой. Причем это должны понять и украинцы, и белорусы - весь русский народ.
…Но все-таки мы ведущая нация, все-таки мы тот самый великий народ, который - если рухнет - попадет в трагедийную ситуацию, поскольку великим народам не прощают их прежнего величия.
Нас проклянут друзья, обнадеженные и обманутые нами (и неважно будет - по злой или доброй воле это получилось, никто разбираться не станет).
Нас проклянут все те малые народы, которые держатся за Россию всеми четырьмя конечностями, понимая, что иначе им просто не выжить как народам. Нас проклянут враги, которые, одновременно, станут издеваться: а-а, вот вы там - нос задирали с вашим Пушкиным и Достоевским-Толстым, а вот сейчас вы в навозе валяетесь. Нас, конечно, никто не оставит в живых - в этом смысле современная цивилизация не слишком далеко ушла от пещерных понятий, как ни пыжится она доказать обратное.
Мы все это должны понять и принять близко к сердцу.
Но и все иные народы, которые делили с русским народом его историческую судьбу, - все эти народы должны знать, что этот молот разрушения опустится, в случае беды, на их голову точно так же, как на головы русских.
…Народ, оставшийся без религии, это не народ. Народ, забывший свои исторические традиции, обряды, способ существования, - это не народ. У рабов нет истории. Это нужно честно сказать себе. У рабов нет прошлого. Мы должны снова становиться религиозными людьми.
Мы должны очнуться и снова зажить по традиции. Если человек кричал: «Наших бьют!» улица бросала все и бежала на помощь, потому, что наших бить нельзя. Потому что понятие «наши», «наше» это куда серьезнее, чем может показаться. Потому что если наши руководители покупают виллы во Флориде или на Канарах, если они посылают своих детей и внуков учиться в Итон и Кембридж, если они переводят деньги в чужие банки… Ну что тут продолжать. Тогда они не наши, по сути своей.
…Западная Европа в рамках того единства, которое когда-то было достигнуто с помощью Католической церкви, а перед тем его устанавливала Римская империя с помощью системы законов и администраций, - это единство сейчас достигается с помощью Общего рынка и утверждения тех ценностей, которые они считают важными для себя. А к нам они относятся сугубо утилитарно, - нас они рассматривают как источник сырья и как территорию, на которой можно зарывать ядовитые химические и радиоактивные отходы собственной жизнедеятельности, не портить же свою собственную землю. Жизнь людей, которые живут в России, их не интересует совершенно. Это уже та степень национального эгоизма, которую нам, с нашим славянским менталитетом, трудно даже понять.
Но дело в том, что мы-то сейчас, уже с 1917 года, живем в государстве, которое, формально, являясь вроде бы независимым, вроде бы противостоящим Западной Европе и Америке (по религии, по идеологии, в системе ценностей), фактически нашими правителями, в том числе коммунистической властью, было превращено в сырьевой придаток Западной Европы и Америки.
…У нас еще есть страна. И сегодня приходится ставить вопросы, которые для наших совсем еще недавних предков казались бы верхом идиотизма. А нужно ли существование русского народа? А нужно ли существование Православной Церкви? А следует ли помнить и развивать русскую культуру как национальное достояние? Вопросы дикие, провокационные и глупые. Но их непрерывно ставят даже в центральных телестудиях страны и даже на цветном экране незаметно, чтобы кто-нибудь при этом покраснел от неловкости. А еще обсуждается вопрос, а не превратить ли Россию (за приличные деньги) в свалку химических и радиоактивных отходов для всего остального, так называемого, цивилизованного мира…
("Наших бьют", октябрь 2000)