Оригинал взят у
andrey_g в
Лени РИФЕНШТАЛЬ (нем. Leni Riefenstahl) Актриса, режиссер.
Берта Хелена Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине.
Отец Лени, Альфред Рифеншталь, был богатым купцом и владел фирмой по монтажу сантехники. Мать - Берта Ида занималась развитием у её дочери художественных наклонностей. В 1907 году маленькая Лени становится членом плавательного клуба «Русалка». Тогда же вступает в ряды гимнастического общества, учится кататься на роликовых и ледовых коньках. Помимо этого, в течение пяти лет она берёт уроки игры на фортепьяно. В 1918 году Рифеншталь успешно заканчивает обучение в Кольморгенском лицее Берлина. У нее так же был младший брат Хайнц.
В 1918 году она без разрешения отца, но при поддержке матери, берёт уроки танцев. После первого же публичного выступления, между отцом и дочерью разгорается ссора. Чтобы избежать отправки в закрытый интернат для девушек, Лени Рифеншталь подаёт заявление в государственное художественное училище в Берлине, поступает в него и недолго изучает в нём живопись.
В 1919 году отец посылает её в пансион в Тале. Там она тайно занимается танцами, играет в театральных постановках и посещает представления местного театра. По прошествии года ей разрешают покинуть пансион.
В 1920 году Рифеншталь становится секретарём на предприятии своего отца. Она учится машинописи, стенографии и бухучёту. Лени открыто берет уроки танцев и выступает на публике. Помимо этого, она играет в теннис. После очередной ссоры с отцом, приведшей к уходу Лени из родительского дома, отец перестает сопротивляться желаниям дочери, мечтающей о сцене.
C 1921 по 1923 год Рифеншталь обучается классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин и дополнительно изучает хара́ктерный танец в школе Ютты Кламт.
В 1923 году на полгода она уезжает в Дрезден, чтобы брать уроки танца в школе Мэри Вигман. Её первое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Затем последовали выступления в камерных постановках Немецкого театра в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кёльне, Киле, Штеттине (ныне - Щецин в Польше), Цюрихе, Инсбруке и Праге. Однако разрыв связок ставит крест на ее дальнейшей карьере танцовщицы.
В 1924 году Лени Рифеншталь переезжает в свою первую собственную квартиру на Фазаненштрассе в Берлине. Тогда же она обручается с Отто Фройцхаймом, известным теннисистом. В июне в кинотеатре на Ноллендорфплац она смотрит фильм Арнольда Фанка «Гора судьбы», который её настолько впечатляет, что Лени встречается с исполнителем главной роли Луисом Тренкером и режиссёром Арнольдом Фанком, который проявляет к ней большой интерес. В то же время после разрыва мениска Рифеншталь ложится в клинику на операцию, а Арнольд Фанк написал для неё сценарий фильма «Священная гора». И Лени разрывает помолвку с Отто Фройцхаймом.
После её выздоровления в Доломитовых Альпах начались съёмки фильма, премьера которого прошла 17 декабря 1926 года в Уфа-Паласт ам Цоо в Берлине. Танцовщица стала знаменитой актрисой. Она училась скалолазанию и катанию на лыжах, чтобы соответствовать требованиям Фанка к актёрам в «горных фильмах». Рифеншталь исполнила главные роли в фильмах «Большой прыжок», «Белый ад Пиц Палю», «Бури над Монбланом» и «Белое безумие».
В 1927 году на съёмках фильма «Большой прыжок» Рифеншталь работала с Гансом Штернбергером, кинооператором и исполнителем главной роли, с которым она в течение трёх лет прожила в любовном союзе.
У нее не было страха высоты, а в кино в то время не было дублеров. И она сама лазала по скалам, танцевала на камнях босиком так, что ноги стирались в кровь. Штернберг предлагал сделать из нее звезду, такую же, какую он в то время сделал из Марлен Дитрих. Но Рифеншталь отказалась, а Марлен жутко ревновала ее к Штернбергу и как-то на одной из репетиций с истинно немецким юмором приспустила штаны и показала Лени голый зад. "Марлен, не будь свиньей!" - одернул ее Штернберг.
В Берлине Лени знакомится с режиссёрами Георгом Вильгельмом Пабстом («Безрадостный переулок»), Абелем Гансом («Наполеон»), Вальтером Руттманом («Берлин, симфония большого города») и писателем Эрихом Марией Ремарком. В 1928 году она посетила зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В этом же году появилась её первая статья в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». Рифеншталь регулярно публиковала репортажи о съёмках своих фильмов. В 1928 году играла также в фильме Рудольфа Раффе «Судьба Габсбургов».
В 1932 Лени Рифеншталь сняла фильм «Голубой свет», свой режиссёрский дебют. Наряду с режиссурой, сценарием и главной ролью она отвечала и за производство. Рифеншталь основала собственную фирму «L.R. Studiofilm» и убедила продюсера Харри Сокала вложить в производство «Голубого света» 50 000 марок.
Его действие происходит в итальянской деревушке в Доломитовых Альпах. В полнолуние на вершине горы сверкает голубой свет, играющий роковую роль в судьбе местных юношей. Как очарованные, они стремятся к сиянию, но разбиваются, так и не достигнув вершины. Рядом с деревней живет "дитя природы" Юнта (Рифеншталь) - то ли колдунья, то ли просто сумасшедшая. Случайно заехавший в деревню немецкий художник влюбляется в Юнту и обнаруживает, что ей известна тайная тропа к вершине, к изумительному гроту из горного хрусталя. Он сообщает местным жителям о месторождении ценных минералов, и они бодро обкрадывают грот. Народ ликует, а лишенная путеводного света Юнта срывается со скалы...
Спустя много лет пожилая Рифеншталь с грустью скажет: "Этот фильм оказался предчувствием моей жизни. Как и Юнту, меня любили и ненавидели. Как Юнта лишилась хрустальных сокровищ, так и я теряла потом все свои идеалы".
Объясняя, позже - почему она решила заняться режиссурой, Лени Рифеншталь сказала, что давно хотела сыграть роли, не похожие на те, в которых женщина находилась на заднем плане, а горы являлись главным компонентом.
Премьера фильма состоялась 24 марта 1932 года в Берлине. На биеннале в Венеции «Голубой свет» получает серебряную медаль. Рифеншталь совершает поездку в Лондон, где фильм восторженно встречают английские зрители. Позднее она напишет:
Несмотря на отрицательные отзывы берлинских критиков, картина стала приносить прибыль, и в октябре 1933 года Бела Балаш как соавтор сценария предъявил к Лени Рифеншталь денежные претензии. Рифеншталь, в свою очередь, обратилась к гауляйтеру Франконии, а также главному редактору известной антисемитской газеты «Штурмовик» Юлиусу Штрайхеру: «Настоящим уполномочиваю гауляйтера Юлиуса Штрайхера из Нюрнберга - издателя „Штюрмера“ - представлять мои интересы по вопросам претензий ко мне еврея Белы Балаша».
В феврале 1932 года в берлинском Дворце спорта Лени услышала речь Гитлера. Лени понятия не имела ни о нем, ни о его партии. Но атмосфера политического митинга и выступление Гитлера так поразили Рифеншталь, что она написала ему восторженное письмо. Выяснилось, что фюрер восхищался героинями Лени, поэтому ее удостоили аудиенции.
Рифеншталь уехала в Гренландию на съёмки фильма Арнольда Фанка «SOS - айсберг». Из серии статей о поездке в Гренландию для журнала «Tempo», а также из лекций перед показом фильма в кинотеатрах возникла книга, вышедшая в свет в 1933 году. Рифеншталь снова встречается с Гитлером. Она также знакомится с Йозефом Геббельсом и его супругой. На протяжении всей своей жизни Рифеншталь будет утверждать, что между ней и министром пропаганды возникла и сохранялась глубокая взаимная антипатия.
В мае 1933 года Рифеншталь приняла предложение Гитлера снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге, «партсъезде победы». Она работала с известными операторами Зеппом Алльгайером, Францем Ваймайром и Вальтером Френцем и сама занималась монтажом. Продюсером выступило министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Премьера «Победы веры» состоялась 1 декабря 1933 года. Однако после уничтожения верхушки СА в «ночь длинных ножей» фильм исчез с экранов, так как в нём наряду с Гитлером большое место было отведено начальнику штаба штурмовых отрядов Эрнсту Рёму.
Фильм «Победа веры» стал для Рифеншталь «пробой пера». Отснятый материал отчётливо носил характер репортажа, содержал много случайного и несистематизированного материала и являлся, недостаточно зрелой презентацией НСДАП как политической партии, демонстрируя неопытность Рифеншталь в качестве режиссёра документального кино.
В апреле 1934 Гитлер поручил Лени Рифеншталь съёмки «Триумфа воли», ещё одного фильма о съезде НСДАП, «съезде единства и силы». Для этого она основала производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», фильм финансировался самой НСДАП. Гитлер догадался, что такой фильм должен снимать не партийный функционер, а художник. Это было первое полнометражное кино о нацистах, первый художественный образ Гитлера, предъявленный миру. "Триумф" заставил идти за фашистами тысячи людей.
Рифеншталь осталась недовольна прологом, снятым Вальтером Руттманом, и взяла в свои руки руководство съёмками, которые проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. В её распоряжении находилась команда из 170 человек (из них 36 операторов) и 30 камер, они закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях, Гитлера снимали сразу с нескольких точек. Лени Рифеншталь понадобилось семь месяцев для монтажа и завершения работы над фильмом. Из отснятого материала длительностью в несколько сотен часов она смонтировала фильм, хронометраж которого составил 114 минут. Музыку к фильму написал композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь. Премьера «Триумфа воли» состоялась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в Уфа-Паласт ам Цоо в Берлине.
О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать не хронику, не репортаж, а «художественный фильм»:
«Это не отвечает ни героическому стилю, ни внутреннему ритму реального события. Его должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение. Ещё нигде в мире государство не занималось в такой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь народ узнает в нём самого себя». Эти слова были для Рифеншталь также программой монтажа фильма. Она создала кинематографическую симфонию движения, в которой Гитлер является главным исполнителем даже в том случае, когда его нет на месте событий. Ритм и движение используются при этом в качестве художественных принципов организации киноматериала, чтобы вызвать у зрителя эмоциональную реакцию и впечатление личного непосредственного участия в партийном съезде».
В то же время Рифеншталь подчеркивала документальный характер фильма, имея в виду объективное описание реального события. Однако её работа с документальным материалом вела к драматизации партийного съезда, который изначально был отрепетирован и инсценирован для киносъёмок.
Фильм наилучшим образом соответствовал представлениям национал-социалистов о самих себе, их руководство чествовало «Триумф воли» как образец удачной нацистской пропаганды и официально придало ему пропагандистский статус. За «Триумф воли» Рифеншталь получила Немецкую кинопремию за 1934/1935 год, премию за лучший иностранный документальный фильм на венецианском биеннале 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Вслед за фильмом в свет вышла книга Лени Рифеншталь «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии».
Когда позже Лени спрашивали: "Вы, конечно, гордитесь "Триумфом воли", но все-таки, после всего, что вам пришлось пережить..." "Горжусь ли я? - реагировала Рифеншталь, - что вы, я жалею, что сняла его: если бы я знала, что он мне принесет, то ни за что не стала бы его делать".
Поскольку рейсхвер (с мая 1935 года - Вермахт), который в 1934 году после смерти Пауля фон Гинденбурга впервые принимал участие в съезде НСДАП, в «Триумфе воли» был представлен недостаточно, Лени Рифеншталь сняла 26-минутный короткометражный фильм «День свободы! - Наш вермахт!». Фильм рассказал о седьмом съезде НСДАП 1935 года, и его премьера состоялась 30 декабря в том же году. Сама Рифеншталь называла свои пропагандистские постановки чисто документальными работами.
Следующий фильм Рифеншталь, посвященный берлинским Олимпийским играм 1936 года, был еще более грандиозным. Нужно было снимать выступления всех спортсменов, каждый момент состязаний. До начала съемок она несколько месяцев учила операторов, для каждого из них были подобраны или изготовлены на заказ камеры и объективы. Придумывались необычные ракурсы: одну камеру запускали на воздушном шаре, другую - для съемки бегунов - вмонтировали в движущийся механизм, третью приспосабливали для съемки одновременно в воде и над водой, около площадки для прыжков в высоту рыли яму для оператора. Отснято было 400 километров пленки, просмотр материала занял два с половиной месяца. Рифеншталь сама монтировала фильм почти два года. "Олимпия" вошла в десятку лучших фильмов мира. И техника, и способы съемки, опробованные в "Олимпии", стали классическими и использовались потом неоднократно.
Впервые Лени остро почувствовала противоречие между тем, как ощущала себя она сама, и тем, как видели ее другие, во время американских гастролей именно с фильмом "Олимпия". Пока она плыла на пароходе в США, случились события в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, "хрустальная ночь" - массовые еврейские погромы по всей Германии.
Как только Лени ступила на берег, от журналистов посыпались вопросы: что вы думаете о преследовании евреев? Одобряете ли вы разрушение синагог в Германии? Вы тоже антисемитка? "Я ничего не знаю, - оправдывалась Лени, - я не слышала ни о каких погромах, этого не может быть, я вам не верю!" Ее бойкотировали. Перед ее гостиницей проходили антифашистские демонстрации: "Leni go home!" Деятели киноиндустрии отказывались от встреч с ней. Не испугался только Уолт Дисней. Правда, потом выяснилось, что он просто "не знал, в чем дело". Был устроен один-единственный частный просмотр "Олимпии". Реакция была восторженной, но для проката в США "Олимпию" никто не купил. В Германию Рифеншталь вернулась в тяжелом расположении духа. В Америку она ехала как режиссер - представлять свою картину, а ее встретили как прислужника фашистской идеологии.
Когда в Германии пылали костры из запрещенных нацистами книг, Лени снималась в очередной "сказке для взрослых" - играла в Гренландии отважную полярную летчицу. А по возвращении нашла в почтовом ящике прощальные письма эмигрировавших друзей. Она пыталась во время встречи с Гитлером заговорить на политические темы, но он резко оборвал ее.
В 1939 году в Париже Рифеншталь читает лекцию на тему «Является ли кино искусством?». А в 1939 для съёмок «Пентесилеи» она основывает собственную кинокомпанию «Leni Riefenstahl Film GmbH». Рифеншталь работала над сценарием и занималась подготовкой съёмок. Однако работа прервалась 1 сентября 1939 года из-за начала Второй мировой войны.
В 1939 году Рифеншталь окончила курсы фронтовых корреспондентов. Она сама и сотрудники её кинокомпании поступили в действующую армию в качестве военных корреспондентов для освещения военных действий в Польше. Жестокие убийства солдатами вермахта польских евреев в городе Коньске привели её в ужас, и она отказалась от дальнейшей работы.
В 1940 году запланированные натурные съёмки в Испании фильма «Долина» из-за войны переносятся в Германию. Однако чтобы воссоздать дух Испании, в качестве статистов на съёмках используют 68 цыган из расположенного поблизости концентрационного лагеря Максглан под Зальцбургом. Впоследствии многие из этих «неарийских» статистов погибли от непосильного труда в лагере или были расстреляны. В «Долине» Рифеншталь выступала не только как режиссёр, но и как исполнительница главной роли. Однако работа над фильмом замораживается из-за болезни Рифеншталь. Только в 1943 году состоялись последние натурные съёмки, но уже в Испании. Финансирование съёмок осуществляется имперским министерством экономики по личному распоряжению Гитлера.
Как и в "Голубом свете", в "Долине" можно найти параллели с жизнью Рифеншталь. Это история женщины, поверившей лжегерою. Маркиз заманивает танцовщицу-цыганку Марту в свой замок, наряжает в дорогие одежды, обещает беречь, защищать и жениться. Но оказывается жестоким и коварным негодяем. Романтичный пастух Педро душит подлого узурпатора. Освобожденные селяне ликуют, а Марта с пастухом уходят навстречу радуге. Рифеншталь сыграла в фильме главную роль. В 40 лет она по-прежнему была красива и замечательно танцевала.
В 1940 году, во время съёмок фильма «Долина», Лени знакомилась со своим будущим мужем Петером Якобом (Peter Jacob). Лейтенант альпийских стрелков Якоб находился в Австрии на отдыхе после ранения и снимался в кино в качестве каскадера. Впоследствии он воевал на восточном фронте (за полярным кругом) и в Италии. Рифеншталь и Якоб поженились 21 марта 1944 года в Кицбюеле.
В новой гитлеровской столице мира - Германии было запланировано строительство киностудии Рифеншталь площадью 26 000 м². Но когда осенью 1944 года нацисты предложили Лени снять фильм о Линии Зигфрида - оборонительной линии против союзников - она отказалась от съёмок. Вследствие этого она поссорилась с Геббельсом и имперской Палатой по делам культуры, которые больше никогда не давали ей средства на съёмки.
30 марта 1944 года Рифеншталь в последний раз встретилась с Адольфом Гитлером в его резиденции Бергхоф. Летом 1944 года на восточном фронте погибает её брат Хайнц.
Последние съёмки «Долины» состоялись в Праге. Незадолго до конца войны к ней в Кицбюель приезжает мать. В 1945 году Лени даже и не подозревала о поражении Германии, о бомбардировках Берлина, монтировала в своем тирольском домике фильм о романтических пейзажах Испании. Когда Рифеншталь арестовали и обвинили в пособничестве нацизму, она отвечала, что просто снимала документальное кино. Она была приговорена к четырем годам тюрьмы. Но у этой женщины, обладавшей фантастической волей и жизнестойкостью, хватило мужества начать жизнь сначала.
Всего в период с 1949 по 1987 годы состоялось несколько судебных процессов против Лени Рифеншталь по поводу насильственного привлечения цыган из лагеря Максглан к съёмкам в фильме «Долина» в период национал-социализма. Фильм вышел в прокат в 1954 году, но не пользовался успехом. Новые проекты Рифеншталь реализовать не удается отчасти в силу её нацистского прошлого, отчасти в силу крупных денежных затрат, которые на них требуются. Это приводит к тому, что Лени Рифеншталь прекращает заниматься кино и увлекается фотографией.
В 1956 году в возрасте 52 лет она впервые совершает поездку в Африку.
Её путевые впечатления, выраженные в снимках, были опубликованы в ведущих мировых СМИ - «Штерн», «Санди Таймс», «Пари Матч», «Европеец», «Ньюсвик» и «Сан».
Позже, в период между 1962 и 1977 годами она с фотоаппаратом не один раз пересекает нубийскую пустыню, запечатлевая на плёнку жизнь нубийских племён. В 1973 году в свет вышел ее фотоальбом «Нубийцы - люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году следующий фотоальбом «Нубийцы из племени Кау».
Именно Лени Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики во всем мире - после её фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки.
В возрасте 71 года в 1974 году Рифеншталь впервые совершила погружение с аквалангом, и с камерой для подводной съёмки. За последние три десятилетия своей жизни она совершила более двух тысяч погружений. Результатом её многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Подводные впечатления».
Несмотря на свой возраст и серьезные травмы, полученные 25 лет назад при катании на лыжах, Рифеншталь до последнего времени продолжала активно заниматься своим хобби - дайвингом. Чтобы инструктор в школе подводного плавания выдал ей аттестат на право пользования аквалангом, Лени подделала свидетельство о рождении, уменьшив свой возраст на 20 лет.
«Только под водой я по-настоящему счастлива, - говорила Рифеншталь. - Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут остановить меня».
В 1975 году её фотоальбомы были объявлены «лучшей работой в области фотографии». А в 1986 году в свет вышла её книга мемуаров, которая была издана в 13 странах, а в Америке и Японии ставшая бестселлером.
В 1993 году она дала большое интервью в фильме «Сила образов». Фильм получил премию «Эмми» и специальный приз кинокритиков в Японии. В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне вручил ей Золотую медаль берлинских Олимпийских игр 1936 года (хотя медаль и была присуждена ей ещё в далёком 1938 году, однако получить её она долгое время не могла).
В 2002 году Рифеншталь работала над фильмом «Подводные впечатления». В этом же году Лени Рифеншталь празднует свой столетний юбилей в кругу множества звёзд. И посещает Россию.
8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в своём собственном доме в городке Пёкинг на Штарнбергском озере. Её спутник жизни, 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мгновения не отходил от неё.
У Рифеншталь не было детей, о чём она сожалела.
12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище «Вальдфридхоф».
Использованные материалы:
Материалы сайта Википедия
Статья А.Чередниченко «Лени Руфеншталь»
Материалы сайта «Люди»
22 августа 1902 года - 8 сентября 2003 года